Приобретение оборудования и автотранспорта по договорам лизинга — излюбленный прием финансистов. Он позволяет организации получить нужное имущество без отвлечения значительных оборотных средств, а также сэкономить на налогах. В то же время далеко не всегда нужное оборудование удается приобрести у отечественной лизинговой компании. Нередко договор заключается с иностранным лизингодателем. Для бухгалтера такие сделки становятся настоящей головной болью.
Лизинговая сделка, в которой на стороне лизингодателя выступает иностранная лизинговая компания, имеет достаточно существенные отличия в части налогообложения. Речь идет и о НДС, и о налоге на прибыль. Кроме того, бухгалтеру нужно следить за изменениями валютного курса при выплатах в пользу нерезидентов, а также учитывать, что иностранная компания может работать в государствах, входящих в Таможенный союз, что совершенно меняет порядок налогообложения. Но обо всем по порядку.
Добавленная стоимость на таможне
Начнем с налога на добавленную стоимость. Здесь особенности связаны не только со статусом лизингодателя-иностранца, но и с тем, что в большинстве случаев объект лизинга приобретается за пределами РФ. А значит, его предстоит ввезти на территорию нашей страны (иначе смысл привлекать в качестве контрагента иностранную компанию теряется — ведь оборудование, которое можно купить в России по адекватной цене, проще взять в лизинг у российской компании. Это существенно упростит и налоговый учет, и отношения с инспекторами). Но когда предмет лизинга ввозится из-за границы, с него придется заплатить НДС на таможне. Объект обложения в данном случае — именно ввоз оборудования (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Возникновение названного объекта налогообложения напрямую зависит от таможенного режима, в котором происходит ввоз оборудования. Выбор таможенного режима налогоплательщик осуществляет самостоятельно (ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 225 и 226 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ). И если не предполагается выкуп арендуемого по договору лизинга имущества, можно попробовать оформить его по таможенному режиму временного ввоза. Такой подход может полностью или частично освободить организацию от необходимости уплачивать НДС (подп. 5 п. 1 ст. 151 НК РФ, ст. 282 Таможенного кодекса Таможенного союза, глава 34 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
«Таможенный» НДС уплачивается по обычной ставке (10 или 18% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга — ст. 164 НК РФ). Уплаченный на таможне налог лизингополучатель затем сможет принять к вычету. Сделать это можно будет после полученного в лизинг имущества на учет (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Для вычета также потребуются документы, подтверждающие фактическую уплату суммы НДС, поскольку это один из тех случаев, когда оплата налога сохранена в качестве условия для предоставления вычета (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Лизинговые платежи и НДС
Есть особенности и по части уплаты НДС с лизинговых платежей. Тут бухгалтеру нужно помнить, что если предметом лизинга, ввезенным из-за границы, являются автомобили (как легковые, так и грузовые), автобусы или специальная техника, лизинговые платежи НДС облагаться не будут. Связано это с тем, что местом оказания услуг по лизингу наземных транспортных средств в данном случае территория РФ не признается (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).
По всем остальным предметам лизинга местом оказания лизинговых услуг Налоговый кодекс признает Россию (абз. 7 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). А значит, при выплате лизинговых платежей по такому имуществу лизингополучатель обретет статус налогового агента по отношению к иностранному лизингодателю и обязан будет удерживать НДС при каждом перечислении лизингового платежа (п. 1, 2 ст. 161, абз. 2, 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Затем, после уплаты удержанной суммы НДС в бюджет, ее можно принять к вычету, при условии, конечно, что предмет лизинга используется в операциях, облагаемых НДС (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Двойной агент
Как уже упоминалось, НДС особенности «иностранного лизинга» не ограничиваются. В части налога на прибыль тоже есть некоторые нюансы, которые нужно учесть бухгалтеру.
Так, Налоговый кодекс относит доходы иностранного лизингодателя в виде лизинговых платежей к доходам, полученным от источников в России (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ). Из этого следует, что и по налогу на прибыль лизингополучатель становится налоговым агентом в отношении лизинговых платежей. Причем здесь уже НК РФ не делает различия между наземными транспортными средствами и другим имуществом — обязанности налогового агента возникают в любом случае.
В обязанности лизингополучателя в таком случае входит удержание с каждого лизингового платежа налога на прибыль по ставке 20% и перечисление этой суммы в бюджет (абз. 1, 4 п. 1 ст. 310, подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ). Соответственно возникает и дополнительная обязанность по предоставлению отдельных листов налоговой декларации по выплатам в пользу иностранцев.
Валюта — вещь непостоянная
Еще одной особенностью «иностранного лизинга» является то, что выплаты по договору лизинга, заключенному с инофирмой, будут производиться в иностранной валюте. Это создает дополнительные проблемы, связанные с пересчетом валютных обязательств в рублевые.
Правила пересчета прямо установлены в Налоговом кодексе. Так, для целей НДС при принятии налога к вычету пересчет происходит по курсу на дату удержания НДС налоговым агентом (п. 3 ст. 153, п. 3 ст. 171, абз. 2, 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Значит, курс в данном случае зафиксирован и каких-либо разниц возникать не должно.
А вот по налогу на прибыль сумма лизингового платежа, перечисленного в валюте, пересчитывается дважды — на дату выплаты и на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7, п. 10 ст. 272 НК РФ). То есть курс оказывается незафиксированным. И вполне может измениться как в большую, так и в меньшую сторону, что повлечет за собой возникновение у лизингополучателя положительных или отрицательных курсовых разниц. Эти разницы бухгалтер должен учитывать отдельно от суммы лизинговых платежей в составе соответственно внереализационных доходов или внереализационных расходов (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265, подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Таможенному союзу — отдельные правила
Отдельно нужно остановиться на случаях, когда лизингодатель зарегистрирован в Белоруссии или Казахстане. Дело в том, что в этой ситуации в действие вступают специальные правила, предусмотренные Договором о Таможенном союзе, заключенным между Россией и указанными государствами.
Согласно этому международному договору предмет лизинга освобождается от уплаты НДС при ввозе его на территорию России с территории Белоруссии или Казахстана (п. 3 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»). Кроме того, Договор о Таможенном союзе, а точнее, подп. 5 п. 1 ст. 3 упомянутого Протокола освобождает от НДС лизинговые платежи не только по наземным транспортным средствам, но и по любым другим (водным, воздушным).
Есть нюансы и в части налога на прибыль. Так, согласно ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «Об избежании двойного налогообложения» доход белорусского лизингодателя (не имеющего представительства в РФ) в виде лизинговых платежей за движимое имущество может облагаться налогом в Республике Беларусь. А значит, у российского налогоплательщика есть возможность избавиться от обязанностей налогового агента по данной сделке. То есть не удерживать налог с каждого лизингового платежа и не заполнять соответствующие листы налоговой декларации.
Правда, чтобы получить такую возможность, нужно получить подтверждение постоянного нахождения организации-лизингодателя в Республике Беларусь (ст. 310 и 312 НК РФ). Но как раз по лизинговым сделкам, когда стоимость имущества весьма велика, а структура сделки прозрачна, получить такой документ, как правило, не составляет труда.