В ряде субъектов нашей страны (Карачаево-Черкесской Республике и Нижегородской области) власти проводят пилотный проект: застрахованные лица получают пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по новым правилам. Хлопот и работникам, и работодателям прибавится. Недавно ФСС России выпустил приказ от 17.06.2011 № 196. Он необходим для того, чтобы процесс заработал. Представляется, что в случае успешной реализации данный порядок будет распространен на всей территории России.
Правовая база для нового порядка
Пилотный проект согласно ч. 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» заключается в том, что ФСС России переходит к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета. По сути, это означает, что пособия перечисляются напрямую физическим лицам минуя работодателя. Особенности финансирования, назначения и выплаты страхового обеспечения определяются Правилами, утвержденными Правительством РФ (постановление от 21.04.2011 № 294). Этим документом утверждены:
— Положение об особенностях назначения и выплаты в 2011 г. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее — Положение 1);
— Положение об особенностях назначения и выплаты в 2011 г. застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессио-
нальным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта;
— Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2011 г. на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта;
— Положение об особенностях уплаты страховых взносов в 2011 г. в Фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Головная боль для работников и работодателей
Мы рассмотрим первое из указанных положений, поскольку именно в целях его исполнения ФСС России выпустил приказ 17.06.2011 № 196 «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения» (далее — приказ № 196), который Минюст России зарегистрировал 01.07.2011 № 21245. Приказ был опубликован в «Российской газете» 8 июля 2011 г. и действует с 19 июля.
Итак, новый порядок оплаты больничного выглядит так: при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для его назначения и выплаты. Форма заявления утверждена приказом ФСС России от 17.06.2011 № 195.
Работодатель, получив заявление и документы, не позднее пяти календарных дней с даты представления направляет их в территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации и сопровождает бумаги описью заявлений и документов, составленной по форме, утвержденной приказом от 17.06.2011 № 195. Далее фонд проверяет представленные данные и перечисляет пособия напрямую застрахованному лицу.
Электронный реестр
Страхователи со среднесписочной численностью свыше 50 человек представляют сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде также в течение пяти дней. Форма реестра сведений и порядок заполнения утверждены приказом № 196. Таким образом, без оформления указанных реестров назначение и выплата пособия застрахованному не производятся.
В данном реестре необходимо заполнять все предусмотренные показатели. В каждую строку соответствующей графы вписываются данные только по одному получателю пособия. Ряд данных в реестре необходимо указывать в закодированном виде, в частности показатели графы 23 «Условия исчисления пособий». Коды указаны в Порядке заполнения реестра (приложение 2 к приказу № 196).
Как мы уже сказали, пособие будет перечисляться непосредственно получателю. Для этих целей в реестре предусмотрены графы для банковских реквизитов работника. Правда, если пособие получателю перечисляют иным способом, в этих графах следует поставить прочерки. Что такое «иным способом», в Порядке заполнения реестра не сказано.
В то же время реестр содержит графу 11 «Почтовый адрес получателя». Ее нужно заполнять в случае, если по заявлению получателя пособие перечисляется через организацию федеральной почтовой связи. Если пособие получателю перечисляется через кредитную организацию, в данной графе ставится прочерк. Можно сделать вывод, что у работника есть два варианта получить деньги:
— на счет в банке;
— почтовым переводом.
Тем не менее в п. 9 Положения 1, утвержденного постановлением от 21.04.2011 № 294, сказано, что «выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение десяти календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия». Из этого следует, что для получения пособия работник в заявлении может указать банковские реквизиты организации-работодателя.
Правда, порядок заполнения реестра для данного случая не прописан. Поэтому если все расчеты с работниками в компании проходят не через банк, а через кассу, то, на наш взгляд, проще оформить всем сотрудникам банковские карточки. Понятно, что это повлечет определенные финансовые затраты, зато избавит бухгалтерию от необходимости «выбивать» из работников эту информацию. Ведь срок на представление документов с реестрами в фонд сравнительно небольшой — пять дней с даты их получения от работника. Но, по нашему мнению, в рамках пилотного проекта вряд ли речь может идти об ответственности.