Экспертная комиссия Минэкономразвития и Росимущества подготовила законопроект, согласно которому федеральные государственные унитарные предприятия можно будет преобразовывать не только в ОАО, но и другие формы хозяйственных обществ, в частности в ООО.
Как отметил в беседе с корреспондентом «ЭЖ» директор Департамента Минэкономразвития Алексей Уваров, вопрос о приватизации более 1000 ФГУПов стоит в повестке дня Правительства РФ давно, но реформа продвигается крайне медленно. Экспертная группа поэтому предлагает расширить формы преобразования унитарных предприятий.
До сих пор Росимущество могло преобразовать унитарное предприятие только в ОАО, а теперь появится выбор, отмечают в ведомстве. Недавно президент подписал поправки в несколько законов (в том числе о приватизации государственного и муниципального имущества), позволяющие превращать государственные и муниципальные предприятия (ГУПы и МУПы) в ООО и автономные некоммерческие организации (АНО).
По закону ООО могут стать средние и мелкие предприятия, в которых работает не более 250 человек. В АНО можно преобразовать только различные социальные учреждения, но такие решения будут единичными, говорит А. Уваров. Возможность трансформировать предприятие не только в ОАО позволит избежать затрат на подготовку и регистрацию проспектов эмиссий ценных бумаг, длительных процедур формирования совета директоров и ревизионной комиссии, отмечает он.
Поправки выгодны малому бизнесу, который может стать покупателем ФГУПов или МУПов, говорит президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов: предпринимателю легче развивать ООО, чем АО, поскольку корпоративные процедуры проще. Форма ООО удобна также регионам и муниципалитетам, объясняет А. Уваров.
Процесс акционирования ФГУПов очень медленный. В 2010 г. было акционировано всего пять предприятий, хотя в плане было 197. За 2011—2013 гг. государство собиралось приватизировать 257 предприятий, но на данный момент определены условия акционирования четырех. Между тем, по данным Росстата, на 1 января 2011 г. в России действовал 6761 ГУП. Из них более 3000 имели федеральный статус.
Аналитики отмечают, что надеяться на ускорение преобразования ГУПов после принятия такого закона преждевременно, потому что проблемы сейчас связаны не столько с формой ОАО, сколько с задержками при инвентаризации, определением перечня приватизируемого имущества, ограниченными возможностями воздействия на руководство ФГУПа, межведомственными согласованиями. Словом, обычные российские бюрократические барьеры.