Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) сегодня носят фрагментарный характер, отмечали участники экспертной дискуссии в рамках доработки Стратегии-2020. Вывести малый и средний бизнес из своеобразного «гетто» помогут коренная смена акцентов экономической политики и включение МСП в качестве главного драйвера роста во все программные документы правительства.
Сейчас в нашей стране ведут борьбу за выживание, по данным Росстата и налоговой службы, 5,7 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1,6 млн юридических лиц и 4,1 млн индивидуальных предпринимателей. После всплеска почти на 10% в 2009 г. общее количество субъектов МСП за прошлый год выросло лишь на 2%.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 16,3 млн человек, 12,2 млн из которых трудятся в компаниях, являющихся юридическими лицами. По итогам 2010 г. показатель занятости увеличился менее чем на 1%.
Налицо снижение темпов роста малого и среднего предпринимательства на фоне сокращения бюджетного финансирования. В нынешнем году государство, по словам директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Натальи Ларионовой, выделило на программы поддержки МСБ более 20 млрд руб., а на 2012 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в размере менее 6 млрд (подробнее об этом см. в «ЭЖ», 2011, № 30, с. 01). Мировая же практика показывает, что большинство эффективных программ стоит намного дороже — от 1 млрд евро и выше.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, отметил вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, в существующем виде зачастую не достигает цели и порождает иждивенческие настроения. Средства, предназначенные для поддержки МСБ, перечисляются в регионы вместе с другими федеральными субсидиями и нередко используются местными администрациями для покрытия кассовых разрывов бюджетов.
Между тем проблемы малого и среднего бизнеса гораздо глубже, чем сокращение государственного финансирования. Сложившаяся в последние годы модель государственной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, по оценке вице-президента «ОПОРЫ России» Виктора Климова, заведомо неэффективна и не позволит достичь целевых показателей роста сектора МСП, обозначенных в стратегических документах страны.
Сегмент малого и среднего бизнеса рассматривается отдельно от структурных преобразований российской экономики. Реализуя программы поддержки МСП, устанавливая определенные льготы и преференции, государство по сути формирует «гетто» для малого и среднего предпринимательства. Его ресурс ограничен и в ближайшем будущем будет исчерпан.
Увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП и рост численности занятых в секторе МСП невозможны за счет отдельных точечных мер, не связанных со структурными преобразованиями экономической системы в целом, полагает вице-президент «ОПОРЫ России». Требуется перестройка всей экономической парадигмы, где главным драйвером экономики на уровне важнейших программных документов страны станет малый и средний бизнес. Соответственно одной из ключевых задач экономики лидерства и инноваций будет создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата.
По мнению руководителя экспертного совета «Деловой России» Александра Осипова, малый и средний бизнес должны стать одной из основ новой российской экономики. В секторе МСП сегодня много динамичных, быстро развивающихся компаний, многие из которых выходят на мировые рынки. К сожалению, государственная поддержка пока имеет фрагментарный характер и не затрагивает огромные категории предприятий.
В. Климов острейшей проблемой малых и средних предприятий называет значительное сокращение численности трудоспособного населения. К 2025 г. его численность, согласно прогнозу Росстата, уменьшится на 14 млн человек, или на 16%. Такой обвал ресурсной составляющей рынка труда за столь короткий период невозможно возместить за счет внедрения инноваций и реструктуризации экономики.
От кризиса на рынке труда в первую очередь пострадает малый бизнес, поскольку не сможет конкурировать с крупными компаниями в борьбе за привлечение высококвалифицированных кадров. Если государство не примет мер для привлечения необходимого количества квалифицированных мигрантов, потребность в рабочей силе будет удовлетворяться за счет стихийного наплыва граждан низкой квалификации из соседних государств. При отсутствии грамотной и выверенной политики по адаптации мигрантов в России это способно привести к межнациональным конфликтам, яркие примеры которых мы наблюдали последние годы в странах Европейского союза.
Эксперты «ОПОРЫ России» уверены, что государство в ближайшее время должно принять Стратегию миграционной политики в Российской Федерации, важнейшим приоритетом которой станет облегчение доступа малого и среднего бизнеса к трудовым ресурсам.
Нужно существенно модернизировать действующую систему формирования квот на привлечение иностранной рабочей силы, предоставив возможность в первую очередь малым и средним предприятиям участвовать в этом процессе. Предстоит продолжить дальнейшее внедрение дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов, а также перенять успешный опыт других стран по привлечению на постоянное место жительства предпринимателей и инвесторов из других стран.
Наконец, необходим качественный мониторинг «отраслевого портфеля» малого и среднего бизнеса, который целесообразно «наложить» на серьезные исследования экономики регионов для выявления их конкурентных ниш. Такой подход многократно повысит эффективность государственных мер поддержки, поскольку выявит их актуальные направления на местах, и поможет сформировать кластерные приоритеты. В отдельных регионах России к настоящему времени кластеры уже сформировались, например автомобильный — в Татарстане, лесной — в Архангельске, химический — в Томске.
Кластерный подход должен активно использоваться при формировании государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса. Он позволит сочетать на уровне регионов другие элементы экономической политики, направленные на технологическую модернизацию компаний, развитие инноваций и привлечение мигрантов.
Показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий)1 в I квартале 2011 г.
|
Число предприятий на 1 апреля 2011 г., тыс. |
Численность работников списочного состава(без внешних совместителей), тыс. человек |
Оборот, млн руб. |
Инвестиции в основной капитал, млн руб.
|
РФ |
230,9 |
5705,5 |
2477161,7 |
38301,3 |
ЦФО |
71,0 |
1639,3 |
967392,1 |
8994,3 |
СЗФО |
35,8 |
647,1 |
276492,5 |
2533,6 |
ЮФО |
17,2 |
486,3 |
168916,9 |
7586,4 |
СКФО |
6,1 |
160,2 |
48282,1 |
913,9 |
ПФО |
47,3 |
1260,7 |
445731,9 |
8863,2 |
УФО |
16,5 |
437,4 |
217496,8 |
1854,7 |
СФО |
27,3 |
772,8 |
258828,9 |
6384,6 |
ДФО |
9,6 |
301,8 |
94020,4 |
1170,5 |
1 Юридические лица
Источник: Росстат