Малый бизнес вновь на слуху— правительство вспомнило, что без его участия ВВП не удвоить. Значит, нужно всячески поддерживать уже существующие малые предприятия и создавать условия для появления новых. Один из наиболее действенных способов — налоговая политика. В настоящее время подготовленные Минфином поправки в соответствующие главы Налогового кодекса согласовываются с деловым сообществом. И выясняется, что не все они улучшат положение налогоплательщиков. Об этом шла речь на «круглом столе» по специальным налоговым режимам, организованном «ОПОРОЙ РОССИИ» совместно с проектом ЕС в России «Налоговая реформа-II».
Начнем с тех, кто уплачивает ЕНВД. Превращение проекта в закон в его нынешнем виде их скорее всего расстроит — из-за вменения в обязанность вести полный бухгалтерский учет. Несмотря на все протесты и разъяснения экспертов о том, что для расчета ЕНВД бухучет не нужен, Минфин так и не убрал из готовящихся поправок соответствующую статью.
Что касается изменений для применяющих упрощенную систему налогообложения, то они, как говорится, в ассортименте.
Хорошо, но мало
Так, Минфин планирует увеличить размер дохода налогоплательщика, позволяющий перейти на УСН, до 15 млн руб. (за 9 месяцев предыдущего года), а также предел, при превышении которого право на применение «упрощенки» автоматически утрачивается, —до 20 млн.
Это нововведение в принципе можно отнести к положительным, поскольку существующие в настоящее время ограничения (11 и 15млн руб. соответственно) ориентированы скорее на микробизнес, а не на малое предпринимательство вообще. Но достаточен ли рост предельных значений? На этот счет, как выяснилось, нет единого мнения.
Так, Светлана Гуляева, старший эксперт проекта «Налоговая реформа-II»,опираясь на результаты опросов, утверждает, что поднимать верхнюю границу оборота нет необходимости. В целом по стране (за исключением Москвы и Московской области, а также некоторых регионов юга России) оборот 15 млн руб. в год является средним. Поэтому повышение оправданно только в связи с инфляцией.
Что касается инфляции, то с этим трудно не согласиться. По-хорошему такая индексация должна производиться ежегодно. Но это важно для тех, кто уже применяет «упрощенку». А что нужно для развития малого, а не только микробизнеса, привлечения в него новых участников? Дина Крылова, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ», считает, что для решения такой задачи максимальный уровень годового дохода нужно увеличивать в разы, а не до 20 млн руб., как это предполагается.
Ее поддерживает Станислав Воскресенский, референт Экспертного управления Администрации Президента. По его мнению, если в сферу УСН (хорошо собираемого налога) смогут пойти более крупные предприятия (у которых оборот до 50 млн руб.), то это будет стимулировать их отказаться от применения различных схем. При этом С. Воскресенский отмечает, что налоговая нагрузка на крупные и малые предприятия соответствует, а УСН в свое время вводилась с целью облегчить учет.
Правда, при такой постановке вопроса возникают некоторые противоречия. Все-таки логично предположить, что предприятие с годовым оборотом 50 миллионов в состоянии пользоваться услугами квалифицированного бухгалтера. Следовательно, их проблема в большей степени связана с налоговой нагрузкой, чем со сложностью учета. Вопрос, по мнению Елены Шкребела, специалиста Департамента макроэкономики и финансов Института экономики переходного периода, нужно ставить корректно: для малых предприятий оставить один нормальный упрощенный режим с минимальными барьерами для входа в бизнес, а средние стимулировать с помощью корректировки налоговых ставок и некоторого упрощения общей системы налогообложения.
У нас же пока критерии отнесения бизнеса к среднему, малому и микробизнесу не закреплены законодательно. Это приводит к тому, что нет адресности налоговых преференций. Впрочем, нети четкого соответствия между субъектом малого предпринимательства и упрощенной системой налогообложения в ее нынешнем виде — с максимальным порогом 15—20 млн руб., ориентированным на микробизнес и торговый сектор.
Не решились
Чиновники так и не решились предоставить предпринимателям и организациям, применяющим УСН, право по своему выбору быть плательщиками НДС. Минфин, видимо, побоялся массового ухода от налогообложения посредством создания простых схем.
Пока именно барьер в виде НДС мешает предприятию заключить договор подряда с предпринимателем, который бы оказывал этому предприятию услуги. Причем на всю сумму прибыли и, естественно, принимаемые к вычету для целей налогообложения.
Кроме того, разрешив «упрощенцам» платить НДС, можно получить массу фирмочек, специализирующихся на фиктивном посредничестве между крупными предприятиями. Сейчас же НДС делает невыгодным вывод доходов крупных предприятий в промежуточные фирмы.
Однако с точки зрения специалистов «ОПОРЫ», такая норма позволила бы активно использовать малые и средние предприятия, а также предпринимателей в технологических процессах крупного производства. Соответственно это дало бы возможность задействовать малый и средний бизнес в наукоемких и многоэтапных технологических процессах, связанных с производством технологически сложной продукции.
По словам Дианы Юзайтис, руководителя Проекта Евросоюза в России «Налоговая реформа-II», во Франции, например, существует упрощенная система налогообложения с уплатой НДС.
Другим негативным моментом в подготовленных поправках является запретна применение УСН организациями и предпринимателями — участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Конечно, этот договор вполне может использоваться одним субъектом предпринимательской деятельности, искусственно «раздробившим» свой бизнес на несколько фирм в целях применения льготного режима налогообложения. Но эту проблему налоговики могут решить путем судебного разбирательства.
В ситуации же, когда положение с кредитованием малых предприятий оставляет желать лучшего, лишать их, ограниченных в финансовых и материальных ресурсах для создания конкурентоспособного производства, возможности объединить усилия по меньшей мере неразумно. На развитии малого бизнеса такая поправка отразится не лучшим образом и может способствовать его уходу в тень.
Ну а те проблемы, с которыми сталкиваются налогоплательщики при переходе с «упрощенки» на обычную систему налогообложения, Минфин и вовсе предпочел не заметить. Рискуя при этом тем, что, учитывая ограничение по годовому обороту в 20 млн руб., многие налогоплательщики скорее предпочтут работать вполсилы и не выйти за названный лимит, чем тратить время и деньги на судебные разбирательства.
А в остальном…
А в остальном все, кажется, не так уж плохо. Для вновь созданных организаций и предпринимателей планируется закрепить возможность подавать заявление о переходе на УСН в течение 5 дней после постановки на налоговый учет. Этот вариант дает налогоплательщику время на «самоопределение». «Упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», смогут при определении налоговой базы учесть расходы на оплату услуг по ведению бухучета и проведение аудита, по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров, на выплату вознаграждения по договорам комиссии, поручения и агентским договорам и т. д.
Перешедшие с 1 января2003 г. на УСН с объектом налогообложения «Доходы» налогоплательщики получат право с 1 января 2006 г. изменить объект. Это действительно неплохо, учитывая расширение перечня расходов, уменьшающих налоговую базу.
Так что положительных изменений чисто номинально вроде бы много. Но тех, которые смогут существенно повлиять на положение применяющих специальные режимы налогообложения, среди них практически нет. И тем более нет таких, которые привлекли бы в малый бизнес новых хозяйствующих субъектов.