Статслужба РФ сообщила: за январь 2005 г. инфляция в стране выросла на 2,6%. Высокая! Дестабилизирует экономику! Сейчас эксперты бурно обсуждают, что же вызвало рост инфляции: в брос денежной массы в результате соцреформы, рост цен на сырье… Данной теме был посвящен «круглый стол», прошедший на днях в «Интерфаксе» и собравший представителей бизнессообщества.
Борис Титов, председатель общественной организации «Деловая Россия»:
— У нас в стране существует так называемая инфляция издержек за счет роста цен на сырье и энергоносители. К примеру, рост цен на металл в 2004 г. составил 63%, на нефтепродукты — 47, на транспорт — 21%. Бизнесу невыгодно производить. Если взять машиностроение, то себестоимость продукции здесь увеличилась более чем в 2 раза, а цены на рынке — нет.
Также можно говорить об инфляции ожидания, когда люди не верят в рост экономики и стараются быстро потратить свои сбережения, чтобы купить товары на «черный день». Как создать условия для экономического роста? Прежде всего правительство должно поддерживать отечественного производителя, диверсифицировать экономику. Мы должны слезть с сырьевой иглы.
Валерий Окулов, генеральный директор «Аэрофлота»:
— За январь инфляция составила 2,6%. Цифра пугает. Но еще больше пугают комментарии аналитиков, объясняющих причину инфляции ростом ожиданий, связанных с увеличением пенсий, компенсаций льгот и т. д. Выдавая эти причины, мы уходим от вскрытия истинной. Себестоимость сырья — это тайна за семью печатями, поскольку все сырьевые компании вертикально интегрированы. Мы знаем только цену готовой продукции. Стоимость авиационного топлива в России сегодня дороже, чем в Европе. Даже в Сеуле его стоимость ниже. Парадокс, но в странах, которые не добывают нефть, нефтепродукты дешевле, чем в России. Я считаю, что причина инфляции — даже не издержки производства, а монополистическая структура нашей экономики, нашего рынка. У нас отсутствуют биржевые инструменты и механизмы покупки основных энергетических продуктов. У нас нет нефтяной биржи, мы не можем купить продукт на бирже, конкурса нет! Сырьевые биржи существуют во всем мире, а у нас их нет.
Елена Панина, вице-президент РСПП:
— Основная причина инфляции в стране — это искусственное повышение цен в результате сговора монополистов. К сожалению, мы имеем с этим дело довольно часто. Когда появляются дополнительные финансовые потоки, у производителей товаров и услуг на потребительском рынке появляется соблазн повысить цены и изъять «лишние» деньги. Наш российский бизнес должен договориться о моратории на рост цен на товары и услуги в период проведения социальной реформы. Какие механизмы — это наше дело. Те, кто искусственно будет поднимать цены, не должны находить в нашем сообществе ни понимания, ни поддержки».
Присоединяемся! Единственное, хочется добавить, что некоторые высказанные предложения малореальны. При благоприятной внешне-экономической конъюнктуре экспортеры неизбежно будут повышать цены.
Правительство же пока не готово сделать так, чтобы иимпортеры-сырьевики были сыты, и производители продукции на внутреннем рынке целы.
В 2005 году большая часть самолетов «Аэрофлота», летающих за рубеж, будет заправляться топливом не в России. Рост российских цен на авиакеросин в 2004 году увеличился в 2 раза. Заправляться самолеты будут во Франциии в Германии, где тонна топлива стоит на 50 долларов дешевле. За год «Аэрофлот» сэкономит около 2 миллионов долларов. Разница в цене следующая: в январе средняя российская цена на авиакеросин составила около 550 долларовза тонну, а за границей — в среднем 490 долларов.