Несколько дней назад вице-премьер правительства А. Жуков рассказал Президенту о ходе налоговой реформы и изложил, что, на его взгляд, необходимо сделать для улучшения налоговых условий в стране. Отчет о ходе беседы, представленный всеми телеканалами, оставил двоякое впечатление.
Предложение 1.
Прописать в Налоговом кодексе, какие документы налоговики могут истребовать при камеральной проверке.
Спорить не буду, это необходимо. Причем оказалось, что вице-премьер в курсе, что «налогоплательщики возят документы тоннами в инспекции, а они зачастую и не нужны». Лицо у министра финансов, в чьем ведении находится ФНС, не дрогнуло. А у Президента не возникло вопроса: если документы не нужны, зачем же тогда требуют?
Предложение 2.
Ограничить сроки проведения выездных налоговых проверок, поскольку, по словам А. Жукова, они «зачастую длятся гораздо дольше, чем это установлено Налоговым кодексом».
То есть НК РФ, получается, налоговикам не указ? Статья 89 Кодекса и в своем нынешнем виде вполне определенно говорит: выездная проверка может длиться не более двух месяцев. А все остальное — изыски налоговых органов, подкрепленные умозаключениями Конституционного Суда, который все чаще оказывается на стороне казны. Дело не в том, что НК непрозрачно написан, а в том, что читаем, как государству нужно!
Предложение 3.
Ввести и упорядочить процедуру досудебного рассмотрения споров между плательщиками и налоговыми органами. Это-де поможет «избежать необоснованного давления на добропорядочных налогоплательщиков».
Да, и заодно поможет организовать обоснованное давление на недобропорядочных налогоплательщиков! Каковыми при желании можно признать кого угодно. Не этим ли объясняется столь сильное желание оттянуть появление арбитра?
А предложение создать специальные подразделения в инспекциях, для рассмотрения споров вызывает недоумение. Неужели можно предположить, что у разных подразделений одной системы будут разные цели и взгляды на трактовку налогового законодательства?
Вот такие аргументы были выдвинуты в ходе совещания. Президент согласился, что «процедуры налоговых проверок должны быть упрощены, а сама проверочная деятельность упорядочена». Но к изменениям в закон призвал относиться очень осторожно.