Ренессанс или реанимация?

| статьи | печать

Система социального страхования в России работает неэффективно. Поняли это уже многие, в том числе убедившись и на собственном опыте. Вопрос в том: как ее реформировать? Об этом говорили участники «круглого стола», состоявшегося в Госдуме 8 февраля.

Почти все сошлись во мнении, что кардинальная ломка системы обязательного государственного социального страхования, какими бы благородными целями она ни оправдывалась, в нынешних условиях неприемлема.

По мнению депутата Госдумы Виктора Дубровского, система социального страхования медленно, но верно превращается в систему социального обеспечения в худшем смысле этого понятия. На его взгляд, необходимо непросто восстановить страховые принципы функционирования системы, а сформировать национальную долгосрочную стратегию развития государственного социального страхования. А пока все его составные части развиваются автономно и вносимые в них изменения зачастую носят сиюминутный характер, без учета общей эффективности социальной защиты работников.

Да, именно работников, поскольку сейчас очень многие выплаты не имеют прямого отношения к страхованию утраты заработка. Поданным, которые огласил заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Еремеев, до четверти расходов из Фонда социального страхования никак не могут быть отнесены к страховым. Они являются скорее минимальными гарантиями государства по социальному обеспечению, причем в большинстве своем — неработающим гражданам.

Впрочем, относительно нестраховых выплат мнения разделились. Председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев считает, что оплата детского отдыха за счет средств соцстраха вполне оправданна: это позволяет существенно снизить заболеваемость детей и соответственно число больничных, взятых их родителями.

Глава Департамента социальной политики Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов считает, что необходимо восстановить страхование на случай безработицы, поскольку бюджетное финансирование службы занятости себя не оправдывает и является крайне неэффективным. Кстати, инициативу воссоздания страхования от безработицы поддержал и Михаил Шмаков, глава Федерации независимых профсоюзов России.

Тем не менее Федор Прокопов уверен, что социальное страхование все-таки должно оставаться под контролем государства, которое гарантирует какой-то минимальный уровень. При договоренности работодателя и работников этот уровень можно повысить благодаря опережающему развитию добровольного страхования. А возможные опасения по расширению серых схем, когда с помощью страхования работодатели уходят от налогов, будут устранены в случае выравнивания ставки налога на прибыль и ЕСН.

В общем реформа нужна. Сложнее с тем, кто же, собственно, займется ее разработкой. И удастся ли все увязать воедино, или же заинтересованные стороны разбредутся по углам со своими планами переустройства мира.

Курьез

Федор Прокопов: «В одном из регионов сотрудники службы занятости ходят по домам и просят, чтобы зарегистрированные на бирже труда пришли и получили свое пособие. Иначе бюджетные средства останутся невостребованными и последуют как административные, так и финансовые выводы вышестоящих инстанций!»