«Вторичное» банкротство старейшего льняного комбината во Владимирской области может обернуться международным скандалом.
Крупнейшему отечественному производителю брезента — Меленковскому льняному комбинату — в текущем году исполняется 140 лет. Но вряд ли круглую дату с помпой будут отмечать на орденоносном предприятии, имеющем множество самых громких титулов. В стенах бывшей мануфактуры началась уже вторая, а точнее «параллельная» процедура банкротства.
Подобный термин для рынка несостоятельности нетипичен, особенно для градообразующего предприятия, судебные действия, в отношении которого обычно проходят под пристальным вниманием как местных, так и региональных властей.
Как правило, на базе ликвидируемого юридического лица появляется новый собственник, «очищенный» от задолженности (в подавляющей массе — в бюджеты всех уровней) в обмен на четкую программу развития производства. Туда и трудоустраивается многотысячный коллектив.
В конкретном случае активы льнокомбината (конкурсное производство еще не закончилось!) несколько лет назад выкуплены предприятием со 100%-ным иностранным капиталом, а его работники «достались» структуре с похожим названием, но без какой-либо собственности. Отношения между первым и вторым (в рамках концерна «Ресурсы») были урегулированы посредством заключения договоров аренды производственных помещений и оборудования. Временным пользователем части имущества выступил также и созданный для реализации тканей торговый дом(ООО «Брезент-М»).
Захват из-за угла
Примечательно, что часто применяемая в нашей стране схема защиты собственности может дать сбой. В настоящее время группа заинтересованных лиц при поддержке специализирующейся на захвате предприятий консалтинговой структуры пытается завладеть имущественным комплексом, принадлежащим компании Medway Financial Limited (Великобритания).
С этой целью установлен контроль над предприятием, осуществляющим торговые операции (путем приобретения долей), а на комбинате-«арендаторе» создана крупная кредиторская задолженность (порядка 70 млн рублей) и, как следствие, инициирована начальная процедура банкротства (наблюдение).Вся ответственность за сложившуюся кризисную ситуацию возлагается именно на иностранного собственника, экономическая политика которого якобы и послужила причиной несостоятельности. Вместе с тем все предложения по улучшению положения на производстве (в частности, организация на простаивающих мощностях выпуска дефицитных тканей по технологии «мокрого прядения») всячески игнорировались. Более того, оказано противодействие во ввозе на комбинат современного отделочного оборудования из Италии.
Попытка представителей инвестора (в конце января текущего года) установить контроль над активами (а точнее — выставить свою охрану на предприятии после расторжения договоров аренды) закончилась ничем. Приглашенные на «мероприятие» представители милиции и прокуратуры предпочли не предпринимать каких-либо силовых действий и «активно» не вмешиваться в происходящие события, предложив сторонам конфликта «выяснять отношения» в Арбитражном суде Владимирской области (на чем, кстати, настаивают и бывшие партнеры, ставящие под сомнение правомерность «разрыва отношений» и совершенно непонимающие, почему их вынуждают освободить занимаемые площади).
Так, по словам начальника Меленковского РОВДС. Трифонова, главное —«чтобы люди работали» и «чтобы не было мордобоя».Ему вторит и прокурор Меленковского района С. Сопнев, считающий, что контроль над имущественным комплексом может быть восстановлен только с помощью судебных приставов.
Подобная позиция государственных органов вполне понятна, особенно на фоне заявления и. о. гендиректора комбината М. Спирина о готовности рабочих «с вилами» защищать территорию предприятия, которое представляет собой «пороховую бочку». Последнее подтверждает мнение поверенного компании Medway Financial Limited Е. От то, что именно коллективу комбината (уже второй раз переживающему процедуру банкротства) уготована роль заложника и тарана для обвинения собственника во всех бедах.
В суд, так в суд?
В сложившейся ситуации можно присоединиться к сторонникам решения конфликта в местных органах правосудия, но, наверное, гораздо правильнее разделить совсем не беспочвенные опасения представителя инвестора. Так, согласно докладу главы ВАС РФ на декабрьском совещании председателей арбитражных судов последними постоянно пытаются управлять со стороны, в том числе путем внедрения в судейский состав лиц, представляющих интересы коммерческих, а иногда даже крупных олигархических структур.
По данным же комитета Государственной Думы по безопасности, именно российские арбитражные суды являются главным оружием захватчиков при недружественных поглощениях предприятий. Но это в нашем конкретном случае неединственная и не последняя инстанция.
На основании Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии иностранный собственник Меленковского льняного комбината может подать исковое заявление в национальный и международный арбитражный суды (что и предполагается в самое ближайшее время). А также одновременно обратить внимание государственных структур на несоблюдение Россией условий подписанного документа.
Как скажутся подобные действия на притоке капиталов в нашу страну, только что получившую инвестиционный рейтинг от самого консервативного международного агентства Standard &Poor,s, гадать не приходится.
Есть экспертные оценки, а есть и мнение бизнеса.
P.S. Редакция «ЭЖ» приглашает читателей поделиться своим опытом решения конфликтов с партнерами и заказчиками, а также различными органами государственной власти. Наиболее интересные и поучительные примеры будут освещены на страницах нашей газеты.
5—8% — доля российских производителей на мировом рынке льняных и полульняных тканей. Подобный масштаб объясняется прежде всего низким качеством продукции и узостью ассортимента на подавляющем большинстве отечественных льнокомбинатов, что практически исключает какую-либо конкуренцию с импортом.
65% отечественных льносодержащих тканей вывозится из страны в виде полуфабриката (из-за отсутствия полного цикла производства на большинстве предприятий). После западной «доводки», материал зачастую опять попадает на Родину, но уже на швейные фабрики.
70% продаваемой в европейских странах одежды, по прогнозам специалистов, уже в ближайшее время будет пошито из льняных и полульняных тканей. Возрастающий спрос на данный материал связан не только с глобальным потеплением (лен гигроскопичен), но и с более пристальным вниманием к экологии.
Из письма коллектива рабочих ОАО «Меленковский льняной комбинат» представителю иностранного инвестора.
«Вы нас обманули. А мы Вам в 1998 году поверили, когда Вы нам обещали, что комбинат будет работать, что мы будем получать достойную заработную плату и своевременно… Мы понимаем, что плохо Вас знали, но Вы так убедительно говорили, мы решили Вам поверить…Первые два года Вы получали очень хорошую прибыль, так как пользовались запасами химии, сырья, запасными деталями и оснасткой. Когда это все кончилось, Вы стали ужимать на всем, в том числе и на заработной плате рабочих. И не надо говорить, что виноваты наши руководители…»