Сегодня многие отечественные импортеры, закупающие товар на иностранную компанию с целью минимизации налогов и таможенных платежей на территории России, очень сильно рискуют. Чем это вызвано и можно ли избежать крупных неприятностей? Об этом рассказывает председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.
Импорт товаров по «серой» схеме пользуется сегодня особой популярностью у тех российских импортеров, кто:
- хочет провести товар через границу без явных нарушений, тем самым застраховав себя на случай проведения очередной «импортной» операции силовых ведомств;
- не прочь «сэкономить» и на взятках, и на платежах в бюджет.
И все бы ничего, если бы не ужесточение правил игры, из-за чего многие «серые» схемы становятся чрезвычайно рисковыми.
Учет и контроль
В свете усиления налогового контроля в ряде зарубежных стран добросовестные иностранные поставщики уже стали уделять повышенное внимание юридическому анализу контрагентов, с которыми предстоит заключить договор поставки.
Разумеется, зарубежным налоговым органам мало дела до порядка уплаты таможенных сборов в России. Каждую сделку с оффшорной фирмой они рассматривают в свете попытки ухода от налогов в своей стране. И все сделки с ними стараются проверить в первую очередь.
Так, в разных странах появились собственные «черные» списки непрозрачных офшорных финансовых центров. Например, фирмам с российскими бенефициарами фактически невозможно открыть в Великобритании местный счет, получить в налоговой службе документ о резидентности, который позволяет избежать двойного налогообложения в рамках соответствующего договора.
Открой личико!
Чтобы удовлетворить требованиям своих налоговых органов, зарубежные компании вынуждены запрашивать у россиян дополнительную информацию о той фирме, через которую производится закупка.
Это не должна быть фирма «с полки», представляющая собой набор документов. Она обязана иметь действующий офис, причем не обязательно по месту регистрации: оффшорная компания может открыть офис в любой европейской стране. Главное при этом— поставить офис на налоговый учет.
Другое требование — наличие не «призрака», а реального руководителя, с которым поставщик мог бы встретиться, если возникнет такая необходимость.
Поставщику также важно понять, кто контролирует фирму-закупщика и является центром принятия решения.
Вторая причина ужесточения требований к контрагентам — это общемировая тенденция усиления контроля финансовых потоков в целях борьбы с отмыванием денег и противодействия терроризму. Так, существует Международная группа по борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем (ФАТФ), полноправным членом которой является, кстати, и Россия. Есть еще и Международная организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OЭСР), которая борется с недобросовестной налоговой конкуренцией. В документах ФАТФ и ОЭСР не раз отмечалось: товары, которые имеют биржевую цену или просто легко перепродаются, могут использоваться для отмывания денег.
К сожалению, типичная схема работы российских закупщиков с иностранными продавцами укладывается в эту схему отмывания денег «через товар». Она действительно выглядит как попытка отмывания денег: закупка через офшор и продажа черт знает куда. И поэтому компании теребят своих контрагентов: докажите, что это реальная торговая операция.
«Русский серый импорт»
Финансовые учреждения также все настойчивее рекомендуют своим клиентам проверять чистоту финансовых потоков и контрагентов. Зачастую банки сообщают своим клиентам, что ими получен платеж из подозрительного источника, которым может быть оффшорная компания, американская фирма-однодневка и т. д.
Поставщик обязан отреагировать на просьбу банка, поскольку тот может притормозить платеж. Как объяснить, что это не подозрительный источник, а просто русские так закупают товар? Проблема.
Помимо этого ужесточились требования и к самим банкам, обслуживающим импортеров. Около 3 лет назад в документах европейских организаций по борьбе с отмыванием денег появился термин «Russiangray imports» — «Русский серый импорт». И достаточно точно была описана схема, объясняющая данное словосочетание.
Теперь зарубежные банки стали требовать от своих клиентов не только контракты на поставку товара, но еще и отгрузочные документы, подтверждающие наличие груза. В том числе счет-фактуру под каждый платеж, что для средней компании практически невыполнимо, особенно в случае множественности поставок и широкого ассортимента товаров.
Если счет из оффшорной компании прислан из офиса в России — это уже подозрительно. Коль скоро банки не получат убедительного объяснения, они имеют право блокировать платеж. И надо сказать, они этим пользуются все чаще и чаще.
Некоторые банки, в частности прибалтийские, за последние полгода испытывают сильное давление американцев, которые настаивают на том, чтобы они не обслуживали компании, зарегистрированные в США, но не вставшие на налоговый учет и не выполняющие обязанности налогоплательщика.
В конце прошлого года американские клиринговые банки фактически вынудили прибалтов прекратить открытие и обслуживание счетов американских фирм-однодневок. Та же история с английскими компаниями, которые обязаны как минимум подавать годовой отчет в службу регистрации компаний.
Большинство документов, подаваемых ей, являются публичными. И через Интернет можно легко проверить, какие финансовые обороты, прибыль декларирует компания. Если там стоят нули или незначительные обороты, а в реальности через счет в банке проходит 30 млн долларов в год, то у банка появляются основания полагать, что данная компания используется недобросовестно.
О возможных вариантах решения этой непростой для российских импортеров ситуации — в следующих выпусках «ЭЖ».
«Черные» списки
Международные
«Черный» список FATF стран и территорий, не сотрудничающих в сфере борьбы с отмыванием денег и финансирования терроризма (по состоянию на 27 октября 2004 года):
- Острова Кука
- Индонезия
- Мьянма
- Науру
- Нигерия
- Филиппины
*Впервые «черный» список ФАТФ был опубликован в июне 2000 года и включал в себя 15 стран, большинство из которых были офшорные центры. Сейчас в списке 2 офшорные зоны— Науру и Острова Кука.
«Черный» список OECD офшорных зон, не сотрудничающих в сфере борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией (по состоянию на 23 ноября 2004 года):
- Княжество Монако
- Княжество Лихтенштейн
- Андорра
- Либерия
- Маршалловы острова
«Черный» список FinCEN «подозрительных» стран сточки зрения вовлечения в процесс отмывания денег (по состоянию на ноябрь 2004 года):
- Египет
- Мьянма
- Науру
- Нигерия
- Острова Кука
- Филиппины
*FinCEN— Бюро по противодействию финансовым преступлениям (Financial Crimes Enforcement Network — FinCEN), подразделение Федерального казначейства США. Американские банки применяют список FinCEN наравне со списком FATF.
Российские
1. Первая группа:
- Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Нормандские острова (о-ва Гернси, Джерси, Сарк), о-в Мэн
- Ирландия (Дублин, Шеннон)
- Республика Кипр
- Республика Мальта
- Китайская Народная Республика (Гонконг)
- Великое Герцогство Люксембург
- Швейцарская Конфедерация
- Республика Сингапур
2. Вторая группа:
- Антигуа и Барбуда
- Содружество Багамы
- Барбадос
- Белиз
- Бруней – Даруссалам
- Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории: Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские о-ва, Монтсеррат, Гибралтар, Теркс и Кайкос, Острова Кайман
- Содружество Доминики
- Китайская Народная Республика (Макао (Аомынь)
- Ливанская Республика
- Мальдивская Республика
- Княжество Монако
- Нидерландские Антилы
- Объединенные Арабские Эмираты (Дубаи)
- Республика Панама
- Португальская Республика (о. Мадейра)
- Независимое Государство Западное Самоа
- Республика Сейшелы
- США: Виргинские о-ва США, Содружество Пуэрто-Рико, штат Вайоминг, штат Делавэр
- Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка
* Полностью Список приведен в Указании ЦБ РФ от 7 августа 2003 г.№ 1317-У.
Три случая применения Списка российскими банками:
1 При установлении корреспондентских отношений с иностранными банками.
2 В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 7 августа 2003 г. российские банки при операциях с резидентами офшорных зон из второй и третьей группы Списка обязаны формировать резервы под:
— кредиты, ссуды;
— остатки на корреспондентских счетах в банках— резидентах офшорных зон;
— договоры лизинга;—
банковские гарантии и поручительства;
— ценные бумаги, эмитированные резидентом офшорной зоны;
— срочные сделки;
— аккредитивы в пользу бенефициара — резидента офшорной зоны;
— брокерские договоры.
3 В соответствии с Положением ЦБ РФ от 19 августа2004 г. № 262-П российские банки должны разработать внутреннюю программу идентификации клиентов и порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма. К операциям повышенной степени риска отнесены операции с резидентами офшорных зон из второй и третьей группы Списка.