В 2011 г. в России может быть закрыта каждая пятая аптека. В результате снизится доступность лекарственных средств и возрастут цены на таблетки и микстуры. По мнению аналитиков, это может произойти из-за увеличения налоговой нагрузки на аптечный бизнес, расходов на коммунальные платежи и аренду, а также роста эксплуатационных затрат. В январе — феврале этого года все аптеки, включая крупные федеральные сети, показали отрицательную или нулевую рентабельность. В среднем по стране она составила –0,7%.
1 января 2011 г. величина страховых взносов для аптек, ранее составлявшая 14% от фонда заработной платы, выросла с 14% в регионах и 26% в Москве до 34%. Согласно рейтингу сетей розничной торговли, составленному агентством INFOLine и Retailer magazine, их доля в общем товарообороте предприятий достигла 3,6% против 1,4% годом ранее. Так, если в прошлом году выплаты страховых взносов в аптечной сети «36,6» составляли 2,8% от выручки компании, то сегодня уже 4,4%. Для сравнения: расходы на логистику в 52 регионах присутствия компании в два раза меньше — 1,8% от выручки.
Одновременно для большинства аптек был отменен действовавший с начала 2000-х гг. специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (его величина составляла 6%). По подсчетам экспертов, 80% торговцев лекарствами начали работать по общей системе налогообложения, что привело к увеличению налоговой нагрузки на бизнес на 20—25%. В результате в январе — феврале этого года все аптеки, включая крупные федеральные сети, показали отрицательную или нулевую рентабельность. В среднем по стране она составила –0,7%. В целом за I квартал 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. рентабельность от продаж лекарств снизилась на 8%. Так, по словам менеджеров компании «Губернские аптеки», до нынешнего года сеть работала с рентабельностью 1,5—2%, а по итогам I квартала текущего года убыток сети достиг 80 млн руб.
Снижение рентабельности обусловлено не только увеличением налоговой нагрузки. Сказался также рост издержек в связи с увеличением коммунальных платежей, аренды и эксплуатационных расходов. Негативно на развитии отрасли отразилось и снижение платежеспособности населения из-за мирового финансового кризиса, которое привело к уменьшению среднего чека аптек. По оценкам INFOLine, вследствие этих факторов в 2011 г. в России может быть закрыто до 20% аптек, что приведет к снижению доступности лекарств и росту стоимости микстур и таблеток, цены на которые не контролируются государством.
Цены на лекарства вырастут
Оценки участников рынка еще более пессимистичны. Аптекари полагают, что с начала года уже закрылось 20% аптек, а до конца текущего года число предприятий, торгующих лекарствами, уменьшится еще на 40%. «Мы прогнозируем рост цен на лекарственные препараты не менее чем на 10% до конца этого года, и это без учета НДС», — заявила член координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Валерия Солок, выступая на круглом столе «Отраслевые последствия повышения ставок страховых взносов в 2011 г.» в Высшей школе экономики. По ее словам, это произойдет из-за того, что нерентабельные предприятия будут вынуждены компенсировать дополнительные издержки.
В первую очередь сократится количество аптек государственной и муниципальной форм собственности. «В критической ситуации находятся и останутся МУПы и ГУПы, работающие в 2011 г. с отрицательной рентабельностью, выполняющие льготный отпуск лекарственных препаратов, а также весь ассортимент учетных препаратов», — полагает Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС.
По данным Росздравнадзора, в апреле в 28 субъектах РФ наблюдался явный недостаток в аптечных организациях. Аптекари считают, что масштабы проблемы еще шире, поскольку 70% аптечного рынка сегодня непрозрачно и состоит из мелких и неконтролируемых игроков. Всего около 15% рынка консолидируют крупные аптечные сети, такая же доля государственных и муниципальных аптек.
РААС опасается, что тяжелое финансовое состояние аптек приведет к обеднению ассортимента лекарственных препаратов. Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев подтвердил, что в настоящее время с рынка исчезают дешевые таблетки. «Процесс „вымывания“ дешевых лекарственных препаратов начался давно. Действительно, дистрибьюторам и аптекам невыгодно работать с недорогой продукцией. Исчезновение таких препаратов из аптек имеет социальный аспект, так как потребителю приходится платить больше из своего кармана. С другой стороны, это нормальная санация рынка», — отметил В. Дмитриев в интервью РИА «Новости». По его словам, вытеснение дешевых лекарств с российского фармрынка не приведет к дефициту, поскольку этот процесс связан с появлением более качественных аналогов. Сегодня на российском рынке за счет программы импортозамещения возрастает доля отечественных препаратов, которые отвечают международным стандартам.
Фиксируют рост отечественной фармацевтической индустрии и в Минпромторге: «Устаревает любое производство. Предприятия, которые своевременно модернизируют производство и ассортимент выпускаемой продукции, проблем с развитием не имеют». В частности, промышленно-торговое ведомство привело в пример компанию «Фармстандарт», продажи которой за 1-е полугодие 2011 г. достигли 18,450 млн руб. и выросли на 59,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Региональные аптеки опутают сети
Увеличение продаж отдельных игроков объясняется ростом емкости российского фармацевтического рынка. После сокращения в 2009 г. на 3,7% за последний год она увеличилась на 13%. По итогам 2011 г. этот показатель может превысить 20 млрд долл., считают в INFOLine.
По наблюдению аналитиков, в 2009—2010 гг. конкуренция на российском рынке существенно усилилась, в результате чего большинство крупнейших аптечных сетей в 2010 г. сократили долю рынка. В основном это произошло за счет развития региональных сетей, которые более гибко реагировали на изменения. Крупные сети активно закрывали нерентабельные точки, что привело к сокращению выручки. Вместе с тем в 2010 г. ряд аптечных сетей сократили долю в коммерческом сегменте розничного рынка.
Комментируя перспективы развития аптечной розницы, директор по маркетингу аптечной сети «36,6» Антон Володькин отметил, что у россиян на лекарства уходит около 100 долл. в год, в то время как «наши европейские соседи, особенно в Западной Европе, тратят 300—400 долл. в год, американцы — 700 долл.». По его словам, жители России также увеличат расходы на лекарства, «когда в наших гражданах проснется сознание, что надо заботиться о своем здоровье, надо жить долго, и, конечно, если у населения будут на это деньги». Что касается текущего года, по мнению представителя сети «36,6», несмотря на то, что 2011 г. предвыборный, «государственное регулирование в этой отрасли уже достаточно жестко построено, действительно жизненно важные препараты у нас в стране недорогие, поэтому здесь больших изменений не будет».
Дмитрий Загородний, директор по маркетинговым коммуникациям ЗАО «Фармакор» считает, что в текущем году конкурентная борьба между предприятиями усилится: «В 2011 г. основная конкуренция между компаниями, на мой взгляд, будет происходить, помимо ценового аспекта, также в области качества и эффективности обслуживания покупателей. В качестве трендов 2011 г. можно ожидать появления более дешевых дженериков как результат реализации правительством программы формирования фармацевтических кластеров, а также формирования потребительского спроса на health products».
По мнению аналитиков INFOLine, повлияет на расстановку сил на российском фармацевтическом рынке и усилившееся фискальное давление на отрасль: сложное финансовое положение ряда предприятий формирует для федеральных аптечных сетей благоприятные возможности с точки зрения приобретения региональных активов.
Весна и лето без таблеток
Согласно данным розничного аудита DSM Group, за полгода коммерческий рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) вырос на 11%. В июне объем сектора составил 26,5 млрд руб. (с НДС). По сравнению с маем емкость рынка снизилась на 3,7%. Это обусловлено сезонным падением спроса на лекарства. В 2010 г. сокращение спроса было эквивалентным — на 3,4% по отношению к апрелю 2010 г. Совокупное падение емкости коммерческого рынка лекарств в апреле — мае 2010 г. составило 14,2%, за аналогичный период текущего года этот показатель равен 9,3%.
В натуральных единицах измерения емкость рынка в июне текущего года составила 340 млн упаковок, что на 3,4% меньше, чем в мае 2011 г., и на 3,1% — чем в мае 2010 г. Средняя стоимость упаковки ГЛС в июне уменьшилась по сравнению с маем всего на 0,1% и составила 77,92 руб. За год (с июня 2010 г.) средняя стоимость упаковки лекарств выросла на 15,3%. Рост средней стоимости упаковки ГЛС на фоне сокращения натурального объема реализации свидетельствует о постепенном смещении спроса в сторону более дорогостоящих лекарств.
Коммерческий рынок готовых лекарственных средств России, июнь 2010 г. — июнь 2011 г.
|
Июнь 2010 |
Июль 2010 |
Август 2010 |
Сентябрь 2010 |
Октябрь 2010 |
Ноябрь 2010 |
Декабрь 2010 |
Январь 2011 |
Февраль 2011 |
Март 2011 |
Апрель 2011 |
Май 2011 |
Июнь 2011 |
Объем, млн руб. |
23 727 |
22 830 |
23 232 |
27 336 |
26 602 |
26 370 |
29 809 |
28 159 |
28 997 |
30 429 |
29 161 |
27 500 |
26 496 |
Средневзвешенная. стоимость упаковки, руб. |
67,59 |
65,15 |
64,12 |
70,08 |
73,63 |
75,90 |
74,70 |
74,68 |
75,94 |
77,93 |
80,30 |
78,03 |
77,92 |
Источник: DSM Group