Оживленную дискуссию в экспертном сообществе и среди читателей газеты вызвал разработанный юридической компанией Tenzor Consulting Group проект модельного закона для российских регионов «О развитии монопрофильных территорий» («ЭЖ», 2011, № 22).
В редакцию и авторам законопроекта продолжают поступать отклики. Часть из них представлена в данной публикации.
Законопроект как основа региональной политики
По мнению главы администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области Анатолия Копылова, модельный закон о монопрофильных образованиях может стать основой государственной политики любого субъекта Российской Федерации в сфере развития моногородов. А. Копылов поддерживает частную инициативу по созданию в российских регионах целостной системы правовых, административных и экономических мер по модернизации моногородов. Монопрофильные территории нуждаются в государственной поддержке.
Бизнес нуждается в законодательном установлении правил игры, поскольку участвует в реализации приоритетных муниципальных проектов на территории и зачастую осуществляет виды деятельности в соответствии с комплексным планом развития монопрофильной территории.
Сопричастность бизнеса к делам местного значения позволила довести уровень зарегистрированной безработицы в г. Лебедянь до 0,8%. Это на 2,1 п.п. ниже среднероссийского показателя и на 0,1 п.п. — в области. По информации начальника областного управления экономики Андрея Козодерова, сегодня моногород развивается в соответствии с Комплексным инвестиционным планом (КИП), разработанным в 2010 г. и одобренным Министерством регионального развития РФ. Согласно этому плану на базе ОАО «Строймаш» создан и действует индустриальный парк «Кузнецкая слобода», где работают четыре российских предприятия, три итальянские и две немецкие компании. Общий объем их инвестиций — 250 млн руб.
По региональным законам и целевым программам область оказывает государственную поддержку монотерриториям в виде субсидий, микрозаймов, гарантий, залогов обеспечения системообразующим и инновационным предприятиям, аграрным товаропроизводителям, всем участникам инвестиционной деятельности, в том числе малому и среднему бизнесу. Элементы этой нормативной базы, созданной для эффективного развития и реструктуризации монопрофильных территорий, липецкие практики предлагают ввести в проект модельного закона для субъектов Федерации.
Алгоритм действий может быть разным
«Буду рада обсудить со всеми замечания других территорий. Надеюсь, итогом станет федеральный закон о моногородах», — пишет начальник службы инвестиционных проектов и стратегического развития администрации г. Магнитогорска Челябинской области Яна Коваленко. Она вносит существенные замечания в положения о государственной поддержке хозяйствующих субъектов. По ее мнению, нужно уточнить, что налоговые льготы и иные меры поддержки предоставляются исходя не из формального подхода к бизнес-структуре, например, от численности работников или объема выпускаемой продукции, а на весь период окупаемости инвестиционных проектов компании. Тем самым предприниматель получит стимул для модернизации производства.
Еще одно предложение касается возможности возмещения по итогам финансового года суммы уплаченного транспортного налога в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе хозяйствующего субъекта и предназначенных для осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности в соответствии с заключенным с муниципалитетом договором. Специалист считает, что при возмещении транспортного налога не в полном объеме надо прописать в законе долю или максимальную сумму возврата. Это будет дисциплинировать и налогоплательщика, и налогового администратора.
Так же следует поступить и с субсидиями из бюджета субъекта Федерации при возмещении предприятиям и компаниям затрат на приобретение электрической и тепловой энергии, природного газа, за услуги водоснабжения и водоотведения. Поскольку в проекте Tenzor не совсем понятно, в каком объеме предоставлять такие субсидии, целесообразно указать долю или максимальную сумму возмещения, уверена Я. Коваленко.
Очень важно продумать очередность реализации комплекса мер муниципалитета и градообразующего предприятия по выходу из сложной ситуации. Скажем, на начальном этапе можно предусмотреть минимум государственной поддержки совместным действиям органа местного самоуправления и компании, то есть обойтись без льгот — только целевыми трансфертами. Следующим этапом может стать создание инвестиционной площадки с портфелем бизнес-проектов и налоговыми льготами для потенциальных инвесторов.
Письма продолжают поступать. Их авторы, как правило, склоняются к принятию сначала федерального закона, на основе которого регионы подготовят свои нормативные акты исходя из реальных финансовых возможностей. Так думают, в частности, вице-губернатор Мурманской области Наталья Портнова и заместитель председателя правительства Орловской области Олег Ревякин.
Компания Tenzor Consulting Group намерена прекратить прием предложений, поскольку их надо обобщить, обсудить с другими аналитиками и представить осенью модельный проект в федеральные органы власти для принятия решений или в виде рекомендации для региональных властей, или в качестве основы для общефедерального законопроекта.
Варианты государственной помощи градообразующим предприятиям:
- налоговый кредит или временная отсрочка по налоговым платежам в случае налоговой задолженности;
- целевой государственный кредит на реструктуризацию производства;
- государственные гарантии субъекта Федерации для оформления банковского кредита:
- на реструктуризацию производства;
- реализацию инвестиционного проекта;
- целевой бюджетный трансферт на выполнение социальных обязательств перед населением;
- участие в софинансировании проектов муниципально-частного партнерства.
Источник: экспертные предложения
Елена Петрикова,
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, к.э.н.
Возродить к жизни современные моногорода можно только при наличии частного инвестора. Без частных денег получается некоторая зависимость от господдержки. В законе надо определить форму государственной поддержки в зависимости от соответствующего объема финансирования комплексных инвестиционных программ территорий. Следует прописать формат отношений между органом местного самоуправления и градообразующим предприятием, чтобы совместными усилиями привлекать частных инвесторов и расширять портфель внебюджетных инвестиций за счет мер господдержки. Исходя из этого органы государственной власти могут применить разные варианты помощи как моногородам, так и их градообразующим предприятиям.
Александр Евтухов,
заместитель губернатора Тульской области
Предложенный к обсуждению проект модельного закона о монопрофильных образованиях может стать основой государственной политики субъекта Федерации в сфере развития моногородов. Он дает концептуальную платформу для осуществления разнообразных мер поддержки монопрофильных территорий.
В то же время считаем, что целесообразно разрабатывать и реализовывать региональные законы о развитии монопрофильных территорий после принятия соответствующего федерального закона. Поскольку в настоящее время недостаточно комплексно реализуется система правовых, административных и экономических мер по обеспечению экономической и социальной модернизации моногородов России.
Елена Пожигайло,
министр экономики Калининградской области
Положения разработанного Tenzor Consulting Group модельного закона «О развитии монопрофильных территорий» будут учтены в процессе проработки данного вопроса в нашей области.
Вместе с тем следует признать практически полное отсутствие фундаментальных понятий и институтов монотерриторий и моногородов в законодательных актах федерального уровня. В Министерстве регионального развития РФ работает межведомственная рабочая группа по снижению негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в Российской Федерации. Создана также рабочая группа по модернизации моногородов при правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. Наверное, надо направить модельный законопроект в указанные органы.