Успехи рынка отечественной логистики сдерживает несовершенное законодательство в области регулирования взаимоотношений экспедиторов с крупными транспортными монополиями, такими, как РЖД или морские порты. Логисты вынужденно отвечают перед клиентом за все возможные издержки (порчу груза в пути, задержку сроков доставки) и несут риски, которые были бы рады разделить со страховыми компаниями.
Несмотря на то что в первой половине текущего года рынок логистических услуг демонстрировал стабильный рост, участники рынка уверены: введение обязательного страхования грузов могло бы дать дополнительный толчок его развитию. По сведениям от РИА «Восток-медиа», специалисты группы транспортных компаний «Восток» заявили, что обязательное страхование груза снимет текущее противоречие, когда финансовая ответственность за сохранность клиентского груза полностью лежит на логистических компаниях, хотя саму транспортную услугу оказывают монополии. Логисты вынужденно отвечают перед клиентом за все возможные издержки (порчу груза в пути, задержку сроков доставки) и несут риски, которые были бы рады разделить со страховыми компаниями.
«Видно, что работа на законодательном уровне в транспортной сфере не так быстро, но ведется. В нормативно-правовой базе транспортной сферы белых пятен на сегодняшний день очень мало. Введение обязательного страхования грузов гармонично дополнило бы закон о транспортно-экспедиционной деятельности и обезопасило бы логистические компании, которые пришли на рынок всерьез и надолго», — говорит генеральный директор и совладелец группы транспортных компаний «Восток» Денис Павлов.
Впервые правовой статус был законодательно предоставлен экспедиторам в 2003 г. Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». До него такого понятия в законодательном поле не было. Также закон определил понятие «транспортно-экспедиционная услуга» и регламентировал порядок оказания подобных услуг.
Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по транспортировке каких-либо материальных предметов, веществ и т.д. из одной точки в другую по наиболее оптимальному маршруту.
В логистике существует два основных вида страхования: страхование гражданской ответственности перевозчика и страхование грузов. Первый является обязательным в большинстве стран мира. В России существует в усеченном виде, как Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам», который вступит в силу в 2012 г. (первоначально его «активация» планировалась на середину 2011 г.). Как отмечают сами страховщики, в любом случае для уверенности владельца груза недостаточно одной страховки ответственности перевозчика. На практике вероятность возмещения ущерба в случае страхования ответственности составляет около 40% при стоимости груза до 10 000 евро и резко уменьшается, если груз дороже. Это связано с тем, что:
- подобная страховка работает только в случае прямой и доказанной вины перевозчика (экспедитора);
- длительность процесса разбирательств и возмещения ущерба приводит к дополнительным затратам страхователя. Поскольку по правилам страхования ответственности нет жестких сроков выплаты ущерба и перечня необходимых для принятия решения документов, это позволяет страховщикам тянуть время на законных основаниях;
- в некоторых случаях, особенно при необходимости возмещения ущерба в крупных размерах, страховым компаниям удается уклониться от выплаты, сославшись на ничтожность договора страхования ответственности перед общим российским законодательством в этой сфере. Тогда страховая компания в одностороннем порядке разрывает договор, возвращает страхователю премию и оставляет его разбираться с ущербом самостоятельно.
При страховании сохранности груза все эти уловки для страховщика недоступны. Однако это не означает, что с завтрашнего дня необходимо вводить обязательное страхование грузов. Бизнесмены способны сами решить, какие риски они готовы принять, а какие «повесить» на страховые компании. Это же касается и логистов: в общем никто не мешает им застраховать перевозимый груз самостоятельно, а не ратовать за очередную обязаловку.
Транспортно-экспедиционными называются услуги, связанные с перевозкой грузов (включая выполнение таможенных формальностей, проверку количества и состояния груза, его погрузку, выгрузку, уплату пошлин, хранение и получение груза в пункте назначения).