Беспроблемная уточненка

| статьи | печать

После сдачи полугодовой отчетности наступила пора камеральных проверок. Если допущены ошибки при составлении деклараций и расчетов, нужно помнить, что всегда есть возможность скорректировать обязательства, представив уточненку. На первый взгляд, в этой процедуре нет ничего сложного. Но, как показывает арбитражная практика, не все так просто. О том, как при подаче уточненной декларации не навредить бюджету организации, читайте в статье.

Каждый сам кузнец своего счастья

При составлении уточненной декларации бухгалтер должен всегда помнить, что корректировка обязательств по одному налогу может повлечь за собой пересчет показателей по другому.

Например, если недоплачен налог на имущество или транспортный налог, переплачивается налог на прибыль. Соответственно переплата имущественных налогов приводит к недоплате налога на прибыль.

Кроме того, не надо забывать о взаимо­увязке налогов со страховыми взносами. При уточнении расчетов по взносам следует также проверить показатели по налогу на прибыль.

Каких-либо пресекательных сроков для представления уточненной декларации не существует. То есть оштрафовать организацию по ст. 119 НК РФ налоговый орган не вправе, даже если декларация представлена после последнего дня, установленного для сдачи обычной декларации. Это вытекает из абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ.

В то же время в п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ упомянута некая ответственность, к которой компания будет привлечена, если не выполнит определенные требования. О каких мерах идет речь? Об ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налого­обложения» и ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ. Но от штрафов компанию освободят, если она самостоятельно обнаружит и исправит допущенные при составлении налоговой декларации ошибки (постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Итак, общее правило освобождения от ответственности при подаче уточненки: опередить налоговиков и обнаружить ошибки самостоятельно. Для этого не лишним будет перепроверить данные учета и соотнести их с показателями в представленной полугодовой отчетности.

Уточненка с налогом к доплате

Рассмотрим ситуацию, когда уточненную декларацию подают из-за выявления ошибок, приведших к недоплате налога. То есть по уточненке сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, больше, чем в первоначальном отчете.

Факторы, которые нужно учесть, чтобы избежать штрафов, будут несколько отличаться в зависимости от того, до срока уплаты налога или после представлена уточненка.

Срок уплаты налога не прошел

Если уточненная декларация представляется в налоговую инспекцию после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, для освобождения от ответственности необходимо выполнить только общее правило, о котором мы сказали выше (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Таким образом, успеть сдать уточненку нужно до того, как факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению налога, обнаружит инспектор и сообщит об этом организации, либо до того, как компания узнает о назначении выездной проверки.

Срок уплаты прошел

Уточненная декларация, которую организация собирается подавать не только по истечении срока сдачи обычной отчетности, но и после наступления срока уплаты налога, требует более серьезного отношения. Чтобы компанию не привлекли к ответственности, надо помимо общего правила соблюсти еще одно: заплатить сам налог и пени за просрочку платежа. На это указано в п. 4 ст. 81 НК РФ. Причем последовательность действий должна быть такая: сначала платим, потом сдаем декларацию. Почему? Все просто. Пополняя бюджет, компания исполняет обязанность по уплате обязательного платежа. После внесения денег у организации прекращается задолженность перед казной. А привлечь к ответственности по ст. 122 НК РФ можно только за неуплату налога в бюджет. Если налогоплательщик действует в приведенной последовательности, состава правонарушения, предусмотренного упомянутой статьей, не будет.

В то же время некоторые инспекторы на местах считают, что к ответственности по ст. 122 НК РФ приводит сам факт отражения в уточненной декларации налога к доплате. И неважно, уплачены налог и пени или нет. Не утруждая себя сбором доказательств, свидетельствующих о том, что компания занизила налоговую базу, инспекторы выносят решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и вменяют ему штраф. Такой вывод следует из анализа арбитражной практики.

Правда, арбитры в подобных спорах занимают сторону компаний. Как указал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.01.2011 № А44-1665/2010, «представление уточненной налоговой декларации само по себе не свидетельствует о занижении налоговой базы или ином неправильном ее исчислении в результате неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика». В данном споре довод инспекции о невыполнении фирмой условий освобождения от ответственности был отклонен, поскольку налоговый орган не доказал наличие состава правонарушения в действиях организации.

ФАС Московского округа в постановлении от 13.12.2010 № КА-А40/15077-10 подчеркнул, что «для привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных (с нарушением положений налогового законодательства) деяний (операций), повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое в свою очередь повлекло неуплату этого налога за соответствующий период». Выполнение условий, прописанных в п. 4 ст. 81 НК РФ, исключает привлечение к ответственности.

В Интернете на бухгалтерских форумах часто встречается вопрос, можно ли сдать первоначальную декларацию с нулевыми показателями, а потом представить уточненную с реальными данными. Причина таких сообщений очевидна: не все успевают вовремя подбить итоги за отчетный период. И опасаясь штрафов за нарушение срока представления отчета, спешат направить в инспекцию «пустышку».

В такой ситуации не стоит затягивать с уточненной декларацией и перед ее представлением заплатить налог (а также пени, если срок уплаты уже прошел). Возможно, компании удастся избежать негативных последствий. Но лучше таких форс-мажорных ситуаций не допускать.

Уточненка с налогом к возврату

Рассмотрим второй вариант. Налогоплательщик, обнаружив в поданной декларации недостоверные сведения или ошибки, которые не привели к занижению налога, подлежащего уплате, вправе подать уточненную декларацию с верными данными. Обратите внимание: в этом случае сдача корректирующего отчета — право, а не обязанность компании.

Безусловно, организации выгодно уточнить свои обязательства и представить письменное заявление (декларацию) о новых данных, служащих основанием для исчисления налога. Ведь в рассматриваемой ситуации внесение изменений, согласно которым уменьшаются исчисленные ранее суммы налога, приводит к образованию переплаты, которую можно либо зачесть в счет погашения недоимки (при ее наличии), либо вернуть, написав соответствующее заявление. Таким путем можно пойти, если следовать совету налоговых органов, приведенному в письме ФНС России от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11198.

Но есть еще один путь. Он стал доступен после того, как Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ внес поправки в п. 1 ст. 54 НК РФ. Согласно абз. 3 названного пункта «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

По сути, это положение предоставляет компании право выбора: сдать уточненную декларацию за период совершения ошибки (если он известен) или откорректировать ошибку в текущей отчетности. Названное правило действует с 1 января 2010 г. Напомним, что ранее у организации было право учесть прошлую ошибку в текущей отчетности, только если период совершения ошибки был неизвестен.

Обратите внимание: новый вариант решения проблемы по ранее переплаченным налогам не подходит для налоговых вычетов по НДС. И тому есть объяснение.

Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) и исчисления суммы этого налога установлены в ст. 154 и 166 НК РФ. Согласно первой норме налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Второй нормой установлено, что НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Вычеты уменьшают не саму налоговую базу, а непосредственно сумму НДС. Поэтому положения ст. 54 НК РФ в отношении НДС не применяются. Эта точка зрения отражена в письме Минфина России от 25.08.2010 № 03-07-11/363.

Таким образом, откорректировать вычеты по НДС можно только путем подачи уточненной декларации.

Проверят по полной программе

Еще один интересный момент связан с порядком проведения камеральной проверки по уточненной декларации. По правилу, установленному п. 9.1 ст. 88 НК РФ, если уточненная декларация представлена до окончания камеральной проверки, ревизия ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненки. Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). Однако документы, полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении других мероприятий налогового контроля в отношении компании.

Камеральная проверка уточненной декларации предполагает полную проверку всех показателей, а не ревизию уточненных данных. Такой вывод следует из положений ст. 88 НК РФ. Эта норма Кодекса не ограничивает инспекцию какими-либо рамками при проведении камеральной проверки уточненных деклараций. Положения указанной статьи в полном объеме распространяются на все отчеты — как первоначальные, так и корректировочные. Подтверждение тому — судебная практика.

Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 № Ф03-2599/2011 суд отклонил довод организации о том, что налоговые органы вправе проверять лишь те данные уточненной декларации, которые изменились. Арбитры указали, что законодательство не ограничивает право налоговиков в ходе камеральной проверки представленной уточненной декларации проверять все заявленные в ней суммы. То есть корректировка данных однозначно приведет к камеральной проверке декларации в полном объеме, а не только той ее части, где отражены изменения.

Исправляем недочеты по страховым взносам

Правила уточнения расчетов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды регулирует ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В целом эти правила аналогичны порядку, прописанному в Налоговом кодексе. У плательщика взносов также есть выбор — подавать уточняющий расчет в случае, когда выявлены ошибки, не приведшие к занижению базы, или не подавать. Если ошибки привели к занижению базы, расчет нужно сдать обязательно.

За полтора года действия упомянутой нормы Минздравсоцразвития России выпустило лишь одно письмо, разъясняющее правила подачи уточненных расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды. Речь идет о письме от 28.05.2010 № 1376-19, согласно которому не свидетельствует об обнаружении ошибки в исчислении базы по страховым взносам необходимость:

  • удержать с работников выплаты, которые излишне начислены в прошлых отчетных (расчетных) периодах;
  • доначислить выплаты за прошлые отчетные (расчетные) периоды.

Логика такого подхода объясняется тем, что в каждом из указанных периодов (прошлом и текущем) база для начисления страховых взносов определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников именно в том периоде. Следовательно, при проведении перерасчетов с работниками представлять уточненки по страховым взносам не требуется.

справка

Хотя в Налоговый кодекс постоянно вносят многочисленные поправки, этот процесс не затрагивает ст. 81 НК РФ: последний раз ее обновляли пять лет назад