Председатель правительства Владимир Путин утвердил и Минфин опубликовал Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Брешь в казне предлагается заделывать повышением налогов на тех, кто получает от 60 000 руб. в месяц. Иными словами, правительство и Минфин фактически отказываются от стимулирования производителей на создание рабочих мест для квалифицированных специалистов и от курса на развитие экономики за счет увеличения покупательной способности граждан.
В последнее время в разных странах выдвигаются на первый взгляд схожие предложения по спасению бюджетов. Американский миллиардер Уоррен Баффет предлагает президенту Обаме «взять под прицел» (то есть увеличить налоги) тех, кто получает свыше 1 млн долл. в год, и «быть жесткими» (повысить налоги еще больше) с теми, кто зарабатывает более 10 млн долл. в год. 16 генеральных директоров и собственников ведущих французских компаний (Danone, Societe Generale, L'Oreal, Total, Air France-KLM, Peugeot-Citroen, L'Oreal и т.д.) публикуют в журнале Le Nouvel Observateur петицию, в которой просят французское правительство брать с них больше налогов для решения финансовых проблем страны в кризис. В том или ином виде введение «налога на богатых» обсуждают всюду.
Россия не отстает от мирового тренда. Хотя сама тенденция сомнительна и заставляет вспомнить старый советский анекдот про барыню — внучку декабриста. Ей лакеи рассказывают, что народ вышел на улицы, чтобы богатых не было. «Странно, — говорит женщина. — Мой дед выходил, чтобы не было бедных». Но любопытнее другое — национальные системы подсчетов.
В США речь идет о миллионе или 10 млн долл. в год. В Европе говорят о миллионе евро. Российский Минфин фиксирует ставки взносов на 2012 г. — 30% годовых с зарплат до 512 000 руб. в год плюс 10% с сумм, превышающих этот порог. 512 000 российских рублей — много меньше миллиона долларов или евро. Надо еще учесть, что и пища, и одежда в Европе, не говоря уже о США, часто кратно дешевле, чем в России.
Конечно, Минфин не от хорошей жизни решает считать богатыми тех, кто зарабатывает от 60 000 руб. в месяц. Просто расходы бюджета в последние годы растут намного быстрее, чем поднимается в цене нефть. Приходится изыскивать новые источники доходов. Нет альтернативы повышению налогов на ту группу россиян, которую можно с известной долей натяжки назвать средним классом (плюс — резкому повышению акцизов). Не случайно помощник президента Аркадий Дворкович, который несколько недель назад почти поклялся, что не допустит введения допналогов на «высокие» зарплаты (это поставит крест на модернизации), теперь осторожно говорит, что «спор еще не окончен».
Теоретически можно представить только два альтернативных варианта уничтожению класса квалифицированных работников. Первый в наших условиях совершенно фантастический: чтобы Минфин не только занимался отыскиванием денег на финансирование всех правительственных проектов, от спасения Банка Москвы до мегастроительства на острове Русский, но и научился говорить твердое «нет», когда точно знает, что стране не по карману.
Второй тоже не выглядит реалистичным. Смотрим данные Росстата о консолидированном бюджете за 2010 г. Он составлял 7662,9 млрд руб. Налог на прибыль организаций принес 1774,4 млрд руб., НДФЛ — 1789,6 млрд руб. А вот доля в доходах от налогов на имущество всего 628,2 млрд руб. Помнится, когда Александр Починок был министром по налогам и сборам, на коллегии министерства он просто и с широкой улыбкой ответил на призыв тогдашнего премьера Виктора Черномырдина увеличить доходы: а вы, мол, дайте нам аэрофотосъемку Рублевки и разрешите взимать налоги с реальной стоимости усадеб, мы вам удвоим доходы за неделю…
Теперь об этом говорит президент Дмитрий Медведев, но Минэкономразвития не может провести необходимые работы, чтобы начать взимать налоги на недвижимость по-честному.
Можно еще пофантазировать. Представим, что богатейшие люди страны опубликуют, например, в «ЭЖ» петицию и предложат, не дожидаясь окончания всех работ, платить налоги за свою недвижимость исходя из ее настоящей цены, которая им лучше всех известна. Пока в «ЭЖ» с таким текстом никто не обращался.
Все говорит о том, что минфиновское предложение, которому, кстати, и в самом Минфине не рады, будет принято. Работодатели получат мощные антистимулы для создания высокооплачиваемых рабочих мест. О модернизации начнут забывать. Платежеспособный спрос будет падать.
В таком контексте как нельзя кстати предложения миллиардера Михаила Прохорова, который теперь еще и лидер партии. Он считает, что рост зарплат следует ограничить в зависимости от роста ВВП. Предприниматель и его экономические советники не увязывают темпы роста заработков с темпами роста производительности труда, что представляется более естественным: больше произвел — больше заработал. Может быть, потому, что тогда следовало бы переоценить достижения последнего десятилетия, когда реальные доходы росли на фоне практически полного отсутствия роста производительности труда. Но в прямой зависимости от роста цены нефти, что можно деликатно называть и ростом ВВП.
Получается, что мы ускоряем движение к такому устройству общества, при котором будут видны весьма богатые граждане, видны и «окружены заботой» низкооплачиваемые россияне, но станут менее заметными «середнячки».
«В качестве временной меры на период 2012—2013 гг. будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 000 руб. в 2012 г. и до 567 000 руб. в 2013 г., а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%.
При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 г. уплачивают указанные взносы по максимальному тарифу 26%, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций будет снижен до 20% максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 7%.
В результате принятия указанных решений эффективная ставка обложения заработной платы страховыми взносами, рассчитываемая как отношение суммы исчисленных страховых взносов по работнику к сумме начисленной заработной платы, в 2012—2013 гг. существенно снизится по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.
Для выплат в пользу работников, годовая заработная плата которых без учета уплачиваемых взносов составит в 2012 г. менее 512 000 руб. (менее 567 000 руб. в год в 2013 г.), снижение эффективной ставки будет максимальным — на 4 процентных пункта по сравнению с действующими условиями. При этом эффективная ставка обложения взносами заработной платы при условии принятия предложенных решений снизится для выплат в пользу всех работников, получающих в год до 716 000 руб. в 2012 г. и до 793 000 руб. — в 2013 г.
Для плательщиков, применяющих льготную ставку обложения страховыми взносами, при принятии предлагаемого механизма снижения тарифов страховых взносов в диапазоне получаемой годовой заработной платы в 2012 г. до 512 000 руб. (до 567 000 руб. в год в 2013 г.) снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами составит максимальную величину — 6 процентных пунктов. При этом снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами заработной платы для льготных категорий плательщиков в меньших масштабах будет наблюдаться в диапазоне получаемой заработной платы до 950 000 руб. в год в 2012 г. и до 1 053 000 руб. в год — в 2013 г.».
Источник: Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов