Министр финансов Алексей Кудрин ожидает по итогам 2011 г. нулевого дефицита бюджета РФ. По данным Минфина, профицит бюджета за июль вырос на 12,9%, или на 82,49 млрд руб., с 640,16 до 722,65 млрд руб. по итогам семи месяцев. В процентном соотношении к ВВП профицит за январь — июль оказался на уровне 2,5%.
Согласно официальной статистике, в 1-м полугодии объем ВВП составил 24 085 млрд руб., что на 3,9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доходы федерального бюджета за 1-е полугодие 2011 г. — 5306,4 млрд руб. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению достигли 4602,9 млрд руб. Таким образом, профицит федерального бюджета равен 703,5 млрд руб. Потребительские цены на товары и услуги за этот же период выросли в среднем на 5%.
Доходная часть
Основная часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет НДС (29,2%), поступлений таможенной пошлины (36,4%), налога на добычу полезных ископаемых (17,9%) и прочих доходов (16,5%).
53,5% доходной части бюджета составили налоговые доходы. Налоговые доходы федерального бюджета за 1-е полугодие 2011 г. достигли 2837,8 млрд руб. и превысили на 38 млрд руб., или на 1,4%, сумму, предусмотренную в прогнозе на 1-е полугодие 2011 г. Большую часть налоговых поступлений федерального бюджета обеспечили поступления НДС — 54,6% общего объема налоговых доходов.
Неналоговые доходы федерального бюджета за 1-е полугодие 2011 г. составили 2442,4 млрд руб., что на 155,4 млрд руб., или на 6,8%, больше прогнозных оценок. В структуре неналоговых доходов на доходы от уплаты таможенных пошлин приходится 79,1%, на доходы от перечисления части прибыли Банка России — 6,3%, на доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — 2,2% от общего объема неналоговых доходов.
Расходная часть
В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 4602,9 млрд руб., или 41,8% к уточненной бюджетной росписи на 2011 г. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде — 192,7 млрд руб. (43,8% уточненной бюджетной росписи).
Госдолг
Объем государственного долга на 1 июля 2011 г. исчисляется 4619,6 млрд руб. За полгода (с 1 января) объем долга вырос на 461,4 млрд руб.
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации за полгода сократился на 183,3 млрд руб. и составил 1034,4 млрд руб.
На 1 июля 2011 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 746,8 млрд рублей, за полгода он уменьшился на 95,5 млрд руб.
Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния сократился на 28,4 млрд руб. — до 2600,4 млрд руб.
Перспективы
В конце июля министр финансов Алексей Кудрин говорил, что власти РФ сохраняют прогноз по дефициту бюджета по итогам года на уровне 1% ВВП или чуть выше. В конце августа А. Кудрин заявляет РИА «Новости»: «Мы доработаем уточнения прогноза. В целом могу сказать — выйдем на сбалансированный нулевой бюджет».
Это весьма заметные изменения прогнозов, особенно если учесть, что еще в мае текущего года Госдума одобрила поправки в бюджет, согласно которым его дефицит в текущем году составит 1,3% ВВП. Поправки были подготовлены исходя из прогнозной среднегодовой цены на нефть марки Urals 105 долл. за баррель, в бюджете была заложена цена 75 долл. Минфин осторожно предрекал, что Россия выйдет на бездефицитный бюджет в 2014 г., если цены на нефть останутся на уровне около 100 долл. за баррель.
Правда, Всемирный банк предлагал другие ориентиры для расчетов и другие способы достижения нулевого дефицита бюджета уже в 2012—2013 гг. — сдерживать госрасходы и снижать уровень инфляции.
Время доказало правоту тех, кто считал и считает неверными советы ВБ и прочих экспертов по отказу от быстрого наращивания госрасходов. Цены на нефть и другие сырьевые товары уверенно ползут вверх, что и позволяет России и другим поставщикам сырья добиваться неплохих бюджетных параметров без каких-либо монетаристских экзерсисов.
Валовой внутренний продукт по источникам доходов, в % к ВВП
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
I кв |
II кв |
III кв |
IV кв |
I кв |
II кв |
III кв |
IV кв |
I кв |
II кв |
III кв |
IV кв |
I кв |
II кв |
III кв |
IV кв |
I кв |
II кв |
III кв |
IV кв |
I кв |
II кв |
III кв |
IV кв |
I кв | |||||||||||||||||||||||||
Валовой внутренний продукт |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: оплата труда наемных работников, включая скрытые оплату труда и смешанные доходы |
47,9 |
45,4 |
40,9 |
42,5 |
45,9 |
46,2 |
41,9 |
44,6 |
50,9 |
48,2 |
44,4 |
44,7 |
50,1 |
47,2 |
44,0 |
49,0 |
58,5 |
54,8 |
49,3 |
50,3 |
54,3 |
52,2 |
48,3 |
47,9 |
53,8 |
чистые налоги на производство и импорт |
19,6 |
19,8 |
19,5 |
19,8 |
20,9 |
20,6 |
19,6 |
19,2 |
19,4 |
19,0 |
18,2 |
19,6 |
19,5 |
20,6 |
20,2 |
19,1 |
14,7 |
15,9 |
17,6 |
18,1 |
16,2 |
17,6 |
17,8 |
20,5 |
19,4 |
валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
32,5 |
34,8 |
39,6 |
37,7 |
33,2 |
33,2 |
38,5 |
36,2 |
29,7 |
32,8 |
37,4 |
35,7 |
30,4 |
32,2 |
35,8 |
31,9 |
26,8 |
29,3 |
33,1 |
31,6 |
29,5 |
30,2 |
33,9 |
31,6 |
26,8 |