С 1 октября 2011 г. вступят в силу очередные поправки1 в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ). О том, какие изменения произойдут в работе госорганов, рассказывает директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России Светлана Нечаева.
«ЭЖ»: Светлана Михайловна, что изменится на практике с 1 октября, когда вступят в силу поправки в Закон № 210-ФЗ?
С.Н.: На практике вступление в силу поправок в Закон № 210-ФЗ означает, что с 1 октября на федеральном уровне начинается реализация одного из важнейших инновационных проектов, касающегося взаимодействия государства с потребителями государственных услуг — гражданами и организациями.
Сегодня гражданин или организация для получения государственной услуги должны самостоятельно собрать, а затем представить в государственный орган необходимые справки и документы. В дальнейшем сбором документов и справок будет заниматься госорган, ответственный за предоставление определенных госуслуг. То есть в перспективе конкретный специалист с помощью специального программного комплекса — системы межведомственного электронного взаимодействия на своем рабочем месте сможет сделать необходимый запрос, заверив его электронной цифровой подписью. Это позволит решить проблемы, связанные с хождением заявителя по разным инстанциям для сбора различных справок.
Например, существенно сократится перечень документов, представляемых заявителями в территориальные органы ФСС России для получения государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений. Из перечня исключаются представляемые в настоящее время свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, извещение о регистрации в качестве страхователя юридического лица.
От заявителей также не будут требовать в обязательном порядке некоторые документы. Например, уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, справку территориального органа Росстата, подтверждающую виды экономической деятельности, документы, свидетельствующие о закрытии обособленного подразделения. Получать такие сведения территориальные органы фонда будут посредством межведомственного взаимодействия с налоговыми органами.
На уровне регионов этот проект будет реализован к 1 июля 2012 г., на федеральном уровне — с 1 октября текущего года. Начиная с этой даты ни один федеральный орган исполнительной власти не вправе требовать представления сведений, которые уже имеются в распоряжении любого другого органа федеральной исполнительной власти. Хотя у заявителя сохранится право самостоятельно представлять документы.
Для реализации проекта каждым ведомством разработан и утвержден план перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг. Он включает в себя разработку технологических карт взаимодействия между ведомствами в процессе получения сведений, внесение изменений в нормативные правовые акты, разработку регламентов предоставления государственных услуг, разработку и внедрение программ сервиса для электронного взаимодействия, внедрение системы ЭЦП и обучение госслужащих. Последние должны знать, что заявитель вправе не давать полный пакет документов: их по определенному порядку обязаны собрать сами госслужащие. Каждое ведомство должно «пройти» эту дорожную карту.
«ЭЖ»: Как идет процесс налаживания межведомственного взаимодействия?
С.Н.: В этом вопросе требуется очень тонкая настройка. Наше министерство работает точно по утвержденному графику. Согласованы технологические карты, подготовлены административные регламенты предоставления услуг, предусматривающие межведомственное взаимодействие, проекты постановлений по изменению действующих актов…
Идет кропотливая работа, все должно быть отлажено идеально.
В перспективе многие услуги будут предоставляться заявителям в режиме «одного окна».
«ЭЖ»: Где конкретно будет находиться такое «окно»?
С.Н.: Для оказания услуг по принципу «одного окна» создаются многофункциональные центры (МФЦ), в которых заявитель сможет получить все необходимые услуги. Такие центры уже есть и в Москве, и в регионах. Реестр МФЦ ведет Минэкономразвития. Мы выступаем как участники процесса: наши подведомственные внебюджетные фонды, службы должны заключить договоры с МФЦ.
Качество этих услуг будет ровно такое, как и при обращении непосредственно в конкретное ведомство. Единственное отличие: в одном месте гражданин сможет получить сразу несколько услуг разных ведомств.
Услуги будут предоставляться в соответствии с утвержденными административными регламентами. В них будут прописаны все процедуры, сроки и порядок рассмотрения документов, а также то, как будет отслеживаться процесс предоставления услуг. То есть регламенты нужны и самим органам власти, и заявителям, чтобы контролировать качество услуг.
«ЭЖ»: Заявителям тоже придется изучить регламенты?
С.Н.: Да, безусловно. В интересах заявителей знать, какие регламенты существуют и как они действуют. В этих документах четко определяется, какие документы заявитель представляет либо не представляет, в какие сроки и как рассматриваются заявления, как осуществляется межведомственное взаимодействие в ходе предоставления услуг.
Подчеркну, что знание регламентов и умение проконтролировать процесс предоставления госуслуги позволят исключить коррупционные схемы. Регламенты в обязательном порядке будут размещены в свободном доступе в справочно-правовых системах и на интернет-порталах. Подобные документы для того и создаются, чтобы ими пользоваться. Важно сделать так, чтобы заявители не ходили по кругу.
«ЭЖ»: По поводу технологических карт. Нужно ли с ними знакомиться заявителям?
С.Н.: У заявителей нет в этом необходимости. Технологические карты предназначены для госорганов, которые непосредственно взаимодействуют между собой в процессе предоставления госуслуг. Все технологические карты, которые уже утверждены, выложены на специальном портале2, чтобы различные ведомства видели, какие именно карты утверждены и что в них определено.
«ЭЖ»: Будет ли возможность у организаций и граждан получать госуслуги в режиме удаленного доступа?
С.Н.: Некоторые услуги можно будет получить сидя дома или, если мы говорим о представителе организации, на рабочем месте. Заявитель заходит на портал государственных услуг3, регистрируется, оформляет заявление и получает необходимую услугу.
Правда, существует ограничение: дистанционное получение госуслуг возможно, только если речь не идет о личных документах.
Кроме того, не каждую услугу можно предоставить в электронном виде.
«ЭЖ»: Например?
С.Н.: Например, лицензию пока нельзя будет получить без личной явки.
Лицензирование — это отдельная тема. Здесь помимо положений Закона № 210-ФЗ надо учитывать и нормы Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ). А это непростой закон. Он предусматривает комплексные изменения в системе лицензирования. И под него Минздравсоцразвития сейчас разрабатывает нормативно-правовую базу: новые регламенты, постановления, которые будут действовать с 3 ноября 2011 г. Количество лицензируемых видов деятельности сократится. Так, в системе Минздравсоцразвития из 12 лицензируемых ныне видов деятельности с 3 ноября будет лицензироваться только шесть.
С принятием Закона № 99-ФЗ многое упрощается: совершенствуется процедура лицензирования, отпадает необходимость дважды подавать некоторые документы, как прежде, устанавливается единая форма лицензии, действие выдаваемой лицензии будет бессрочным (сейчас этот срок ограничен пятью годами).
Что касается получения лицензии в электронном виде, такая возможность появится у заявителей только в 2012 г. Соответствующие положения предусмотрены в Законе № 99-ФЗ.
«ЭЖ»: Какие документы заявитель по-прежнему будет представлять лично?
С.Н.: В основном документы личного хранения: паспорт, свидетельство о рождении, сведения об образовании, медицинские справки. То есть документы, которые в рамках межведомственного взаимодействия получить невозможно. Это касается и ряда других документов (всего 18 позиций). Они перечислены в ч. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ.
«ЭЖ»: Как, на ваш взгляд, повлияют новации на сроки предоставления госуслуг?
С.Н.: Однозначно сократятся сроки сбора документов, поскольку заявителям не нужно будет собирать все возможные справки, содержащие информацию, уже имеющуюся в распоряжении органов власти, внебюджетных фондов и подведомственных им организаций. Кроме того, по большинству услуг сократится перечень прилагаемых к заявлению документов, следовательно, у заявителя уйдет меньше времени на предварительный сбор этих документов.
Сроки предоставления услуг определят регламенты. В идеале мы стремимся сократить эти сроки до минимума. Безусловно, если заявитель представит полный пакет документов, процесс получения госуслуги ускорится. Еще раз подчеркну, что у заявителя останется право представить документы самостоятельно.
Напомню также, что если раньше заявитель, собирая все возможные справки, платил за них, то теперь эти сведения органами власти, внебюджетными фондами и подведомственными им организациями будут предоставляться друг другу бесплатно. Налицо экономия времени и денег.
«ЭЖ»: Как вы полагаете, существуют ли риски при получении госуслуг, например связанные с утратой персональных данных или другими неожиданными ситуациями?
С.Н.: Существует многоуровневая сертифицированная система защиты данных, поэтому риски утраты персональных данных заявителей минимальны.
Что касается иных неожиданных ситуаций... Мы приложим все усилия, чтобы своевременно принять регламенты, обучить людей. Поэтому неожиданностей быть не должно. У новой системы предоставления госуслуг есть будущее. Это не просто слова, а реальная модернизация, и Закон № 210-ФЗ — инструмент такой модернизации. Новая система выгодна и государству, и бизнесу, и гражданам. Заявители получат упрощенную систему предоставления госуслуг, которая позволит сэкономить время и деньги.
1 Речь идет об изменениях, внесенных Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ, в соответствии с которыми ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ дополнена пунктом 3, ч. 2 ст. 6 — пунктом 1, а ч. 1 ст. 7 — пунктом 2.
2 См. http://210fz.ru/mdx/.
3 См. http://www.gosuslugi.ru/ru/.