Минфин России опубликовал на своем сайте Основные направления налоговой политики России на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., одобренные Правительством РФ. В документе представлена разработанная финансистами концепция реформы налоговой системы. Изучив ее, можно понять, чего налогоплательщикам ожидать от законодателей в ближайшем будущем.
Во главу угла действующей налоговой системы ставится задача наполнения бюджета. Добиться этого планируется как внесением изменений в законодательство (повышение ставок налога, ликвидация льгот), так и ужесточением налогового администрирования.
Перед разработчиками документа стоит и сверхзадача — стабилизировать налоговую систему с минимальной зависимостью от колебаний мирового уровня цен на экспортируемое из России сырье.
Не будем рассматривать те намерения финансистов и законодателей, в которых встречается слово «усовершенствовать». Для всех очевидно, что за этими словами, как правило, не стоит ничего конкретного или может стоять все, что угодно. Обратим внимание только на те перемены, которые можно реально оценить.
Налог на прибыль
Было бы странно, если бы разработчики Основных направлений налоговой политики не запланировали изменения в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Ведь эта часть Налогового кодекса обновляется с завидной регулярностью. Итак, посмотрим, какие новации ожидают в ближайшем будущем плательщиков налога на прибыль.
Амортизация
Начнем с положительных перспектив. Планируется пересмотреть Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1). Поскольку Классификация разработана на основе Общероссийского классификатора основных фондов, который в свою очередь создан на базе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, потребуется изменить и эти два классификатора. Заметим, что Росстат уже ведет такую работу.
По замыслу финансистов новые сроки амортизации должны быть короче прежних и учитывать не только период физического износа, но и то, что объект за время эксплуатации способен морально устареть. Планируется также в отношении энергоэффективного оборудования ввести к норме амортизации повышающий коэффициент 2. Список такого оборудования должно составить и утвердить Правительство РФ.
В целях создания стимулов к модернизации и обновлению основных средств предполагается внести поправки в порядок применения амортизационной премии. К сожалению, нововведение сформулировано так, что понять, о чем идет речь, с первого раза сложно. Поэтому для начала процитируем предложение Минфина России, а потом поясним его.
«В целях создания стимулов к модернизации и обновлению основных средств предполагается внести изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении них 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже».
Однако на сегодняшний день в Налоговом кодексе нет требования, чтобы компании при улучшении основных средств восстанавливали амортизационную премию, начисленную в период приобретения объекта. Скорее всего предлагается не восстанавливать амортизационную премию при реализации основных средств, в отношении которых были проведены работы по их улучшению и при этом организация использовала свое право на применение амортизационной премии в размере 30%.
Есть и негативные тенденции. В Минфине России решили, что сторонам договора лизинга ни к чему иметь право ускоренной амортизации в отношении предметов финансовой аренды. Однако полностью лишать налогоплательщиков такой льготы пока не собираются: будет принят закрытый перечень основных средств, по которым эту льготу применять можно.
Реализация
Как известно, переход права собственности на некоторое имущество подлежит государственной регистрации. Этот процесс может занимать длительное время и сегодня, компании могут абсолютно законно не платить налог на прибыль до тех пор, пока право собственности не перейдет к новому владельцу такого имущества.
Чтобы ускорить срок отражения в налоговом учете дохода от реализации данного имущества, Минфин России предлагает закрепить порядок признания дохода на более раннюю из следующих дат:
- дату передачи по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества;
- дату реализации недвижимого имущества.
Убытки
Не секрет, что существует проблема признания долгов безнадежными. Например, налогоплательщик может выиграть суд у своего должника, но если у того ничего нет или он исчез, погасить долги не удастся. Да и признать их безнадежными сложно.
Финансисты предлагают внести в ст. 266 НК РФ положение о том, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, если:
- невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Налоговый вычет по НДФЛ
В целях преодоления демографического кризиса Минфин России предложил увеличить стандартный налоговый вычет на детей. Так, вычет в размере 3000 руб. будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка. Мера, мягко говоря, сомнительная. Вычет в размере 3000 руб. позволяет сэкономить налогоплательщику всего 390 руб.
Зато предлагается отменить стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., от которого всем ни тепло, ни холодно. Тем более что, по расчетам финансистов, это позволит частично компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в связи с увеличением налогового вычета для семей с детьми.
Кроме того, Минфин России отметил, что нуждается в законодательном урегулировании порядок предоставления имущественного налогового вычета при приобретении жилья супругами, включая случаи приобретения жилья в общую собственность с несовершеннолетними детьми. И действительно кроме постановления КС РФ от 13.03.2008 № 5-П и писем Минфина России и ФНС России на данный момент этот вопрос ничем не регулируется. Жаль только, что финансисты даже не намекнули, в какую сторону будет развиваться это урегулирование.
Ценные бумаги
С 1 января 2011 г. в целях стимулирования долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности инновационного бизнеса для частных инвестиций была установлена ставка налога на прибыль и НДФЛ в размере 0%, применяемая к налоговой базе по операциям с акциями российских организаций, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) и являющимися акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при условии владения этими акциями на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Мера хорошая, правда, уточнить, что это за акции, законодатели забыли. Теперь Минфин России предлагает, чтобы Правительство РФ разработало и утвердило порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на ОРЦБ, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
В настоящее время определить такие акции нельзя. Поэтому инвесторам, приобретающим акции сейчас, предлагают поиграть в угадайку: окажутся впоследствии приобретенные ими акции высокотехнологичными или нет?
Большинство положительных изменений для налогоплательщиков, занимающихся ценными бумагами, связано с идеей Правительства РФ создать в России международный финансовый центр. В настоящее время воплощение этого проекта в жизнь вызывает много вопросов.
Во-первых, приходится решать вопрос с еврооблигациями российских эмитентов. Сегодня проценты по таким облигациям облагаются в России налогом на прибыль. Из-за этого российские еврооблигации выпускают за рубежом. Минфин России предлагает освободить проценты по данным облигациям от налога на прибыль.
Во-вторых, налог на прибыль взимается с дохода, получаемого нерезидентами при реализации в России ценных бумаг, в случае, если активы соответствующих эмитентов более чем на 50% состоят из недвижимого имущества. В нашей сырьевой экономике большинство так называемых голубых фишек принадлежат таким эмитентам. В результате интерес иностранцев к отечественным биржам в этой части равен нулю.
Чтобы акции наших «сырьевиков» продавались дома, предлагается не облагать реализацию таких акций налогом на прибыль. А чтобы предотвратить злоупотребления, когда продажа недвижимости маскируется продажей акций, от налогообложения освободят только обращающиеся акции.
В-третьих, необходимо внести в Налоговый кодекс положение о том, что при конвертации локальных ценных бумаг в депозитарные расписки и наоборот реализации соответствующих ценных бумаг не происходит.
В-четвертых, в главе 25 НК РФ не отражен порядок признания доходов, полученных при частичном погашении номинала ценных бумаг. Минфин России предлагает решить эту проблему так же, как она была решена для НДФЛ в ст. 214.1 НК РФ. Так, в п. 13 этой статьи сказано, что «суммы, уплаченные налогоплательщиком за приобретение ценных бумаг, в отношении которых предусмотрено частичное погашение номинальной стоимости ценной бумаги в период ее обращения, признаются расходами при таком частичном погашении пропорционально доле доходов, полученных от частичного погашения, в общей сумме, подлежащей погашению».
В-пятых, наконец-то планируется в законодательном порядке разрешить налогоплательщикам признавать убытки по долговым ценным бумагам в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при банкротстве эмитента или векселедателя.
В-шестых, нужно закрепить в ст. 282 НК РФ механизм налогообложения дивидендов при короткой позиции.
В-седьмых, чтобы российские организации получили возможность напрямую заключать срочные сделки с иностранными партнерами, без участия брокера, планируется в п. 1 ст. 301 НК РФ добавить положение, что признаваться финансовым инструментом срочной сделки будет договор, подлежащий судебной защите по применимому иностранному праву. Ведь в настоящее время не является финансовым инструментом срочной сделки договор, требования по которому не подлежат судебной защите в соответствии с Гражданским кодексом. Поэтому убытки от такого договора не учитываются при определении налоговой базы.
В-восьмых, из-за того, что у российских профессиональных участников рынка ценных бумаг «входной» НДС относится на расходы, их услуги дороже, чем услуги иностранных конкурентов. Для исправления ситуации имеет смысл составить список услуг названных участников, которые будут освобождены от НДС, а для расчета пропорции между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями использовать прибыль от таких операций, а не валовые обороты.
Минфин России наконец-то обратил внимание на абсурдность подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ. Напомним, что эта норма обязывает организации сообщать налоговикам сведения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. Как это требование должны выполнить профессиональные участники рынка ценных бумаг? В письме от 28.01.2008 № 03-02-07/1-34 финансисты ответили, что необходимо применять общие основания. К счастью, теперь финансисты поняли, что специфика деятельности таких налогоплательщиков никак не соотносится с желаниями контролирующих органов. И последним стоит все же уступить.
Специальные налоговые режимы
С 2012 г. будет введена в действие новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ. Указанный режим налогообложения предназначен для применения индивидуальными предпринимателями.
С 2013 г. утратят право на ЕНВД розничная торговля и общественное питание, а с 2014 г. этот спецрежим исчезнет вовсе. После этого у предпринимателей сохранится право на патент, а организациям придется выбирать между общей и упрощенной системой налогообложения.
Налоговые льготы
Минфин России объявляет налоговым льготам войну, именуемую оптимизацией. По мнению финансистов, налоговая льгота — не элемент стимуляции бизнес-процессов в стране или на ее определенной территории, а уменьшение потенциальных доходов бюджета. Итак, что же предлагается.
Во-первых, провести инвентаризацию всех льгот и оценить их эффективность.
Во-вторых, все новые льготы вводить исключительно на временной основе, с возможностью оценки их эффективности. И (внимание!) планируется разработать новые формы налоговых деклараций, в которых налогоплательщикам самим придется указывать, какими налоговыми льготами они пользуются и сколько денег на этом сэкономили. Так что ждите новых форм отчетности.
Внебюджетные фонды
В качестве временной меры на период 2012 и 2013 гг. будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины 512 000 руб. в 2012 г. и до 567 000 руб. — в 2013 г. При превышении указанных сумм будет установлен страховой тариф 10% на сумму превышения. Для тех, кто в 2011 г. применял страховой тариф 26%, он будет снижен до 20%, а с суммы превышения предельных лимитов — до 7% соответственно.
По мнению Минфина России, такое снижение выгодно в первую очередь низкооплачиваемым категориям трудящихся. Правда, на наш взгляд, финансистов больше беспокоит рост дефицита ПФР, что в условиях финансирования указанного дефицита за счет средств федерального бюджета будет иметь негативные макроэкономические последствия.