Увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций без государственной регистрации отчетов об итогах их выпусков не препятствует регистрации первоначального выпуска акций (постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.2011 № ВАС-2937/11).
Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ) предусмотрена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) таких бумаг. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями закона, не подлежат размещению.
Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (ст. 24 Закона № 39-ФЗ).
В статье 21 Закона № 39-ФЗ сказано, что основанием для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг является нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий их выпуска законодательству РФ о ценных бумагах.
ФСФР России на основании данной нормы отказывает в регистрации первоначального выпуска ценных бумаг, если в процессе хозяйственной деятельности организация увеличивала их номинальную стоимость без соблюдения установленной законом процедуры регистрации. Суды, как правило, в этом вопросе поддерживают ФСФР России. Однако Президиум ВАС РФ с ними не согласен. По его мнению, последующие действия с акциями без соблюдения требований закона не свидетельствует о нарушении закона при первичном выпуске акций.
Фабула дела
На момент учреждения общества в 2000 г. его уставный капитал был разделен на 84 обыкновенные именные акции номинальной стоимостью 100 руб. каждая. Акции размещены путем их приобретения единственным учредителем. С заявлением о государственной регистрации выпуска указанных ценных бумаг и отчета об итогах их выпуска общество обратилось в региональное отделение ФСФР России (далее — региональное отделение) только в 2009 г. К тому времени номинальная стоимость этих акций увеличивалась дважды, но установленная законом процедура регистрации не соблюдалась.
Региональное отделение отказало в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций на том основании, что общество нарушило требования Закона № 39-ФЗ и Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Оно дважды разместило акции путем конвертации в акции той же категории с большей номинальной стоимостью до государственной регистрации их выпусков и дважды внесло изменения в устав общества в части увеличения уставного капитала без государственной регистрации отчетов об итогах выпусков ценных бумаг.
Общество, полагая, что оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предусмотренных Законом № 39-ФЗ, нет, обратилось в суд.
Исковые требования
В иске общество просило признать недействительным приказ регионального отделения об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества и обязать региональное отделение зарегистрировать первоначальный выпуск таких акций в количестве 84 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая и отчет об итогах их выпуска.
Судебное разбирательство
Решением первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционная и кассационная инстанции решение суда оставили без изменения.
Принимая решения об отказе в удовлетворении искового заявления, суды пришли к выводу, что нарушение обществом требований законодательства о ценных бумагах при осуществлении действий с ними после их первоначального выпуска является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Позиция Президиума ВАС РФ
Судебная коллегия ВАС РФ выводы судов всех инстанций сочла ошибочными.
По смыслу ст. 21 Закона № 39-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций может быть нарушение требований законодательства о ценных бумагах, допущенное к моменту выпуска акций. Нарушения в ходе последующих эмиссий таким основанием не являются.
Суды не учли, что нарушения, указанные в обжалуемом приказе регионального отделения, общество допустило при увеличении уставного капитала в 2006 и 2007 гг., а не в ходе осуществления в 2000 г. первого выпуска акций, за государственной регистрацией которого обратилось в региональное отделение. Данных, свидетельствующих о несоответствии условий первого выпуска акций общества законодательству РФ о ценных бумагах, ни в приказе регионального отделения, ни в принятых судебных актах не содержится. Президиум ВАС РФ постановления судов отменил.