За четыре месяца до введения в действие Закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОПО) промышленники продолжают борьбу с ним.
Во вторник, 6 сентября, на пресс-конференции, посвященной Закону об обязательном страховании ответственности владельцев ОПО, руководитель подкомитета по обязательным видам страхования Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Денисов заявил, что разработанные Минфином тарифы по этому виду страхования завышены в десятки, а может, и в сотни раз. Если закон вступит в силу с 2012 г., как намечено, ежегодная необоснованная прибыль страховщиков, по расчетам РСПП, составит порядка 24 млрд руб. в год.
Борьбу с Законом об обязательном страховании ответственности владельцев ОПО промышленное лобби ведет с 2005 г. Первые пять лет бизнесменам удавалось успешно тормозить рассмотрение закона в Госдуме. Александр Коваль, возглавлявший в то время Всероссийский союз страховщиков (ВСС), о необходимости введения закона в действие говорил на каждой пресс-конференции. Примерно с таким же постоянством за тысячи лет до него Катон Старший твердил в сенате, что Карфаген должен быть разрушен. Неизвестно, как долго лоббисты от промышленности сохраняли бы статус-кво, но после августовской аварии 2010 г. на Саяно-Шушенской ГЭС правительство встрепенулось, и закон сразу был принят во втором и третьем чтениях.
Следующим рубежом обороны стали тарифы. По словам А. Денисова, предложенные тарифы на ОПО чудовищно завышены. Для РЖД, например, страховой тариф ОПО увеличится в 225 раз, а страховая премия составит свыше 800 млн руб. в год. В целом по стране страховщики будут собирать по ОПО порядка 30 млрд руб. ежегодно, из которых согласно закону 80% будет резервироваться на выплаты. При страховой стоимости жизни в 2 млн руб. легко посчитать: чтобы страховщики выплатили 24 млрд руб., в год в авариях должно погибать 12 000 человек. В этом смысле расчеты Минфина нервируют даже тех, кто не заинтересован в уменьшении тарифов.
Этим летом сразу после объявления Минфином своих расчетов промышленники написали письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой отложить введение закона на год и пересчитать тарифы. Письмо, подписанное представителями РСПП, «ОПОРЫ России», ТПП и «Деловой России», не возымело эффекта, поскольку промышленники не смогли предложить и обосновать собственные тарифы.
Всякий раз, когда Минфин объявляет какие-либо расчеты, возникает вопрос: на чем они основаны? (На июньской конференции по страхованию удивлялся тарифам по ОСАГО глава ВСС Андрей Кигим.) В РСПП говорят, что при расчете тарифов по ОПО Минфин использовал смешанную статистику фондов соцстраха и Ростехнадзора. Это в корне неверно: весь промышленный травматизм был свален в одну кучу, в том числе тот, который не связан с ОПО.
Страховщики, разумеется, считают, что тарифы правильные, а претензии промышленников несостоятельны. Закон об обязательном страховании ответственности владельцев ОПО предусматривает не только обязательства для владельцев таких объектов, но и обязательства и риски для страховых компаний. Будет возмещаться вред и восстановление жизнедеятельности пострадавшим работникам компаний, а не только третьим лицам. Значительная часть затрат, которую несло МЧС, по Закону об обязательном страховании ответственности владельцев ОПО ляжет на страховые фирмы.
Как отмечают эксперты, шансы, что правительство и на этот раз пойдет на поводу у промышленников, минимальны. Только ни после аварии с «Булгарией». Ни после всех падений самолетов, аварий на шахтах и прочих трагедий последних лет. Ни перед выборами.
Недавно на телеканале «РБК» провели опрос зрителей, кто виноват в громких катастрофах нашего времени. Большинство выбрало такой вариант ответа: «Жадность собственников, не желающих вкладываться в ремонт принадлежащих им объектов». В оправдание собственников можно сказать, что в нашей стране вообще принято краткосрочное планирование, когда все стараются ни во что не вкладываться, и виной тому не только жадность бизнеса, но и вся политико-экономическая система, которая не дает уверенности в завтрашнем дне.