Российский рынок парфюмерии и косметики выстоял под ударами недавнего экономического кризиса, но может не выдержать под ударом законодательно-ведомственной казуистики. Внесенные недавно изменения в Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции создали, по словам руководителей Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), катастрофическое положение в отрасли.
Производители косметики выдержали удары кризиса
По данным РПКА, отечественный рынок парфюмерии и косметики — один из самых динамичных в мире на сегодняшний день. В отрасли задействовано более 60 предприятий-производителей. Уровень прироста, по информации Reed Exhibitions, мирового лидера в организации мероприятий (ежегодно проводит в 37 странах более 470 выставок), составил 8% в 2009 г. При этом в отличие от России в большинстве стран рост рынка в лучшем случае достиг 1% в 2009 г. У ряда стран отрицательный показатель. Если в 2009 г. объем отечественного рынка оценивался в 9,7 млрд долл., то в 2010 г. уже в 10,6 млрд долл.
Российский рынок парфюмерии и косметики демонстрировал хорошие показатели роста с начала 1990-х гг., а в 2000-х гг. стал одним из самых динамичных в Европе и мире. Если к 2005 г. объем рынка, по оценкам ЭкспоМедиаГруппы «Старая крепость», составлял 7,2 млрд долл., в 2007 г. — 8,6 млрд, в 2008‑м — 9,3 млрд, то в 2009 г. уже 9,7 млрд долл.
По официальным данным ФТС России, импорт парфюмерии и косметики в 2009 г. оценивался в 469 млн долл.
Одновременно с развитием рынка, с постепенным насыщением товарами изменялись доли каналов дистрибуции. В конце 1990-х гг. порядка 40% парфюмерии приходилось на открытые рынки и почти столько же на универмаги.
В аптеках и супермаркетах косметика с парфюмерией практически не были представлены, а на долю прямых продаж приходилось около 5%. В начале 2000‑х гг. можно было наблюдать иную картину. Доля аптек в продаже этих товаров возросла до 10%, 30% составили специализированные магазины, на прямые приходилось 20% продаж. В то же время доля продавцов открытых рынков снизилась с 40 до 9,5%. Активное развитие получили новые для нашей страны формы торговли — дроггери, гипермаркеты, интернет-магазины, concept store. По данным исследователей, рынок дроггери-магазинов самообслуживания, включающих в себя парфюмерию, косметику и бытовую химию, заполнен на данный момент на 3—6%.
Продажи парфюмерии и косметики в РФ, по данным ассоциации, распределились так. На долю прямых продаж в 2009 г. пришлось товаров на 3,184 млрд долл., на специализированные парфюмерные и косметические сети — 2,137 млрд, универмаги — 1,674 млрд, рынки — 1,280 млрд, супермаркеты — 591 млн, Интернет и аптеки — более 492 млн долл.
По информации Reeds Exhibitions, сегодня самыми крупными сегментами рынка являются декоративная косметика — 1,7 млрд долл., средства по уходу за волосами —1,5 млрд, гигиена полости рта —1,3 млрд, уход за кожей —1,3 млрд и парфюмерия —1,2 млрд долл. Эксперты не ожидают глобальных изменений в сегментах. Некоторые изменения могут быть связаны с открытием новых ниш. Что касается наиболее сложного и зрелого сегмента, тесно связанного с миром моды, — рынка декоративной косметики, сейчас он полностью соответствует мировой ситуации, зависящей от модных тенденций и сезонных колебаний.
«Сегодня российский рынок декоративной косметики ни в коей мере не отстает от западного, — отмечает Анна Дычева-Смирнова, директор по развитию Reed Exhibitions. — Огромную роль в этом сыграли парфюмерно-косметические сети».
Косметический рынок России подразделяется на три категории по ценовому принципу: масс-маркет, средний класс и люкс.
Продукция сегмента «масс-маркет» относится к низшей ценовой категории и выпускается огромными партиями. Ее продажи сопровождаются агрессивными рекламными кампаниями, причем доля рекламы в конечной цене нередко доходит до 70%, стоимость упаковки занимает 20% ценообразования и лишь 10% остается на производство. Наиболее известные бренды данной категории рынка — Ruby Rose («Руби Роуз»), Faberlic («Фаберлик»), Eveline («Эвелин»), Lumene («Люмен»), Nivea («Нивея») и др.
В косметике среднего класса содержание натуральных биологически активных продуктов составляет от 30 до 60%. Применяемое в их производстве сырье чистое, без синтетических удобрений. В этом сегменте рынка представлены такие компании, как EuroShi («ЕвроШи»), Revlon («Ревлон»), L´Oreal («Л´Ореаль»), Lancome («Ланком»).
В косметике категории «люкс» представлены продукты, при производстве которых используются новейшие технологии, экологически чистое, без синтетических удобрений сырье, содержание биологически активных веществ доходит до 80%. К ним относятся марки Yves Saint Laurent («Ив Cен-Лоран»), Nina Ricci («Нина Риччи»), Givenchy («Живанши»), Christian Dior («Кристиан Диор») и др.
Россияне любят дешево и сердито
По данным маркетологов компании «РБК», 92,3% потребителей покупают в России товары категории «масс-маркет».
Несмотря на кризис, российские покупательницы не стали меньше тратить на косметику и парфюмерию. По данным компании «TNS Россия», в разгар кризиса лишь 15% россиянок заявили, что сократили затраты на косметику, еще 30% оставили расходы на прежнем уровне, а 20% даже увеличили их. В результате кризиса произошло не падение продаж, как в других секторах экономики, а перераспределение предпочтений потребителей между секторами рынка. Граждане стали больше покупать товары недорогого сегмента, сокращая расходы на товары категории «люкс», и более взвешенно относиться к выбору товаров. Одновременно с падением в кризис доходов салонов красоты возрос уровень продаж в сегменте косметики для домашнего ухода. «Рынок не может перейти во второе десятилетие с такими же показателями, — считает А. Дычева-Смирнова. — Безусловно, наступает насыщение рынка, которое приводит к сокращению темпов роста. Экономический кризис породил несколько последствий, одним из которых стало актуальное потребление продукции».
Подавляющее количество продукции, представленной на отечественном рынке, выпускается иностранными производителями. Безусловные лидеры на рынке — компании Procter & Gamble — 24%, L´Оreal — 17% и LVMH — 13,4%. Они занимают лидирующие положения в различных сегментах рынка. По данным компании «РБК», в десятку самых популярных брендов в 2009 г. вошли Avon, Oriflame, Ruby Rose, Max Factor, L´Oreal, Maybelline, Bourjois, Lumene, Faberlic и Mary Kay. Dior оказался на 17-м месте в списке самых используемых российскими женщинами марок, Chanel — на 20-м, Estee Lauder — на 23-м, Yves Saint Laurent — на 34-м.
Сейчас большое количество западных компаний, видя перспективность российского рынка, переносят сюда производственные мощности. Это обусловлено прежде всего дешевизной рабочей силы. Собственное производство в России запустили Schwarzkopf, Unilever, Procter & Gamble и др. Эти компании работают в нижнем и среднем ценовом сегменте, что позволяет им сократить производственные расходы на 25—30%.
Среди отечественных производителей наибольший объем рынка занимают ОАО «Невская косметика» и концерн «Калина». «Невская косметика» располагает производством на трех заводах в г. Санкт-Петербурге, г. Ангарске Иркутской области, в г. Виннице (Украина). Компания прочно удерживает первое место среди отечественных производителей мыла, входит в тройку лидеров по производству товаров по уходу за полостью рта. Успешен на рынке и концерн «Калина». Большинство отечественных покупателей склонно выбирать понравившийся товар независимо от национальной принадлежности производителя. По результатам исследования компании «Амико», 61,33% респондентов пользуются как отечественной, так и импортной косметикой, а 37,33% предпочитают импорт.
К 2013 г., по прогнозам ИА «КредИнформ», розничные продажи парфюмерно-косметической продукции возрастут на 27%. Рост будет происходить в основном за счет регионов и расширения отдельных сегментов рынка. По оценкам специалистов агентства и Российской парфюмерно-косметической ассоциации, наибольшая доля продаж придется на сегмент косметических товаров ежедневного употребления, в частности на средства по уходу за волосами. Они составят 18,3%. Вместе с тем не исключено снижение продаж в секторе декоративной косметики, что связано с модными тенденциями к максимальной естественности макияжа.
Увеличится популярность прямых продаж через каталоги, поскольку в этом сегменте реализуется, как правило, недорогая и качественная продукция. В секторе прямых продаж наибольшей популярностью пользуется продукция таких брендов, как Oriflame, Avon, Faberlic, Mary Kay, Amway. Число активных дистрибьюторов за последние два года увеличилось на 6,5% и достигло порядка 4,7 млн человек.
Что касается показателей выручки парфюмерно-косметических сетей и их долей в объеме продаж, первое место занимает «Л’Этуаль» с долей рынка 30% общего объема продаж парфюмерно-косметических специализированных розничных сетей. Далее — Ile de Beaute (20%), «Рив Гош» (16%), Douglas Rivoli (8%).
Спиртом почти не пахнет
Неожиданно возникла опасность для благополучия рынка: парфюмерно-косметические предприятия оказались на грани остановки. Отныне в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 10.2 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции производители спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции при закупке этилового спирта обязаны представлять документы об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа поставщику спирта. В свою очередь, при обращении в налоговую службу производители парфюмерии и косметики получают отказ в выдаче данного извещения. Налоговики обосновывают отказ, ссылаясь на п. 8 ст. 194 НК РФ. Вот цитата из ответа ИФНС одному из производителей спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции: «Временными рекомендациями предусмотрена выдача извещения об освобождении от уплаты авансового платежа по акцизам организациям, поименованным в п. 8 ст. 194 НК РФ». Закупки спирта — одного из важнейших компонентов в производстве товаров парфюмерии и косметики на данный момент приостановлены. По заявлению председателя правления РПКА Татьяны Пучковой, производители уже исчерпали запасы этилового спирта, но не имеют возможности его пополнить.
РПКА направила письмо в адрес министра финансов РФ Алексея Кудрина и руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игоря Чуяна, в котором указала на неблагоприятную ситуацию в отрасли: работа нескольких предприятий приостановлена, остальные исчерпывают последние запасы этилового спирта.
В ответ на просьбу редакции объяснить причину возникшего коллапса в отрасли, председатель правления РПКА Т. Пучкова сказала: «Не ясно, что эту проблему породило — допущенное кем-то невнимание к тексту закона, позиция налоговой инспекции или несогласованность изменений в законе с Налоговым кодексом. Логичнее всего предположить, что последнее».