Несмотря на то что в 1-м полугодии 2011 г. россияне покупали пиво чаще, чем в прошлом году, производители сокращали выпуск пенного напитка. По данным Союза российских пивоваров, в июне отечественные заводы поставили рекорд, спустив с конвейера 100 млн дал пива — наименьший показатель за последние шесть лет. В целом за II квартал объем производства пива сократился на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нисходящий тренд эксперты объясняют подготовкой игроков к вступлению в силу законодательных мер по ограничению продаж пива.
Как отмечается в аналитическом материале Союза российских пивоваров, в 1-м полугодии 2011 г. российские производители выпустили 477,4 млн дал светлого пива, что на 6,2% превышает показатель аналогичного периода 2010 г. Положительная динамика сектора в значительной мере является следствием низкой базы сравнения начала 2010 г., когда наблюдалось резкое падение производства из-за трехкратного увеличения акцизной ставки. Для сравнения: в 1-м полугодии прошлого года отрасль продемонстрировала спад на 9,9%.
Впрочем, с увеличением сравниваемых периодов опережение текущего года имеет тенденцию к сокращению. Если по итогам I квартала прирост составил 20%, то по итогам января — апреля — 12,3%, января — мая — 8,5%. При этом объем производства пива в II квартале 2011 г. уступает прошлогоднему показателю 4,3%. Выпуск пенного напитка за июнь 2011 г. (100 млн дал) — наименьший за последние шесть лет.
По мнению участников рынка, развитие этой тенденции в III—IV кварталах может привести к нулевой или отрицательной динамике отрасли по итогам года, особенно с учетом негативного влияния новых законодательных мер по ограничению продаж пива. Напомним, что 20 июля Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, который приравнял пиво к алкоголю. Документ вступил в силу 22 июля, но некоторые ограничения начнут действовать позже. Так, индивидуальные предприниматели, которые обычно торгуют в ларьках, могут продавать пиво до 1 января 2013 г.
Продавцы потерь не ощутили
Эксперты полагают, что законодательные нововведения не окажут серьезного влияния на развитие российского пивного рынка. «Пивная отрасль — очень гибкий и выживаемый организм. Они (пивовары. — Примеч. ред.) обязательно придумают ходы, которые позволят им не только не потерять свои объемы в 2011—2013 гг., но и восстановить уровень потребления 2007 г. (81 л на душу). Лучшие креативные умы и лучшие идеи будут куплены в России пивными монстрами для поправки дел», — говорится в материалах Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя. По мнению аналитиков, максимально быстро будет расти пивной дешевый «общепит», как магазины по продаже живого пива по всей России в последние два года.
Между тем, пока ограничительные меры не вступили в силу, данные по розничным продажам пива выглядели оптимистично. В январе — мае 2011 г. продажи пива в рознице составили 397,9 млн дал, что на 4,1% выше уровня января — мая 2010 г. При этом в январе — марте превышение продаж над уровнем предыдущего года составляло всего 2,4%, а в январе — апреле — 2,7%.
Таким образом, торговля пивом, в отличие от производства, в II квартале показала нарастание положительной динамики. Объемы ежемесячных продаж пенного напитка в апреле и мае превысили соответствующие значения 2010 г. Тем не менее майский объем продаж уступает не только показателям 2007—2009 г., но и продажам мая 2006 г. В целом по итогам года следует ожидать скорее стабилизации вблизи уровня продаж 2010 г., чем возвращения отрасли к показателям 2009 г., прогнозируют представители профессионального объединения.
Российское пиво вытесняет импорт
Что касается финансовых показателей, согласно данным Союза российских пивоваров, акцизные поступления от оборота пива (производство и импорт) за январь — май 2011 г. составили 34,9 млрд руб., что на 30,1% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Существенный относительный прирост обусловлен не только повышением акцизной ставки (на 11,1%) и некоторым ростом отрасли, но и низкой базой сравнения января — мая 2010 г., когда из-за резкого спада производства в начале года не смог реализоваться бюджетный потенциал новой акцизной ставки.
Относительная нормализация отрасли в январе — мае 2011 г., когда очередное увеличение ставки было незначительным и приблизительно соответствовало уровню инфляции, сказалось позитивно на акцизных поступлениях. Если в январе — мае 2010 г. бюджет получил от оборота пива на 2,74 млрд руб. меньше, чем от оборота крепкого алкоголя, то в текущем году пиво по объемам акцизных сборов опередило крепкие напитки на 3,5 млрд руб. (на 11,1%).
«Если бы рост акциза на пиво в 2010—2011 гг. был распределен более равномерно по годам, то бюджет в итоге получил бы примерно ту же сумму, зато отрасль избавилась бы от потрясений, негативное влияние которых сказывается до сих пор», — полагают в отраслевом союзе.
В целом доля поступлений от пива (производство и импорт) в подакцизной группе «напитки» увеличилась с 42,4% в январе — мае 2010 г. до 47,2% в январе — мае 2011 г.
По ежемесячным поступлениям акцизных сборов пиво лидирует уже с февраля, а в мае его доля в общей сумме достигла 52,3%. В акцизных поступлениях (полностью идут в бюджеты регионов) от пива, производимого в России, доля пива увеличилась на 5,5% и достигла 49,9%. При этом доля крепкого алкоголя сократилась до 41%. Сумма, которую региональные бюджеты получили от оборота пива в январе — мае (33,8 млрд руб.), превысила их совокупные расходы на охрану семьи и детства и на развитие массового спорта (21 и 11,9 млрд руб.) за тот же период.
По мнению Союза российских пивоваров, рынок пива, как и сектор крепкого алкоголя, меняется в пользу национального производителя. В то же время на рынках вин и слабоалкогольных напитков усиливает позиции импорт. Так, доля пива в акцизах от оборота импортируемых напитков за январь — май 2011 г. сократилась на 1,1% — до 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объемная доля импорта на российском рынке пива уменьшилась с 3,33 до 3,06%, хотя сумма акцизных сборов возросла на 19,6% — до 1,07 млрд руб.
К сведению
Закон отучит россиян от пива
Каждый десятый россиянин планирует отказаться от пива, поскольку его приравняли к крепкому алкоголю. Такие данные получил исследовательский холдинг «Ромир» в ходе общественного опроса, посвященного изучению потребительских предпочтений на рынке пива. В опросе приняли участие около 1500 жителей в возрасте от 18 до 60 лет из российских городов с численностью населения от 100 000 человек восьми федеральных округов.
Результаты исследования показали, что часть россиян планирует отказаться от пива или покупать его меньше, поскольку пиво приравняли к крепкому алкоголю. В частности, 10% любителей пива решили отказаться от его употребления, 17 — покупать меньше, 65— сохранят тот же объем потребления, 8% пока в раздумьях и затруднились ответить.
Законодательные нововведения заметнее повлияли на женскую аудиторию. Среди женщин количество респондентов, готовых воздержаться от употребления пива, несколько выше, чем среди мужчин (13% против 8%). Мужское население страны оказалось более твердым в потребительских предпочтениях: 69% мужчин планируют остаться верными хмельному напитку и лишь 61% женщин поступят так же.
Снизить употребление пива в большей степени собираются респонденты в возрасте 18—24 лет (24% опрошенных). Для сравнения: среди респондентов в возрасте 25—30 лет такие же планы только у 16%.
Вероятно, есть опасения, что потребление пива в привычном объеме будет затруднено из-за ограничений продажи в ночное время или запрета на распитие в общественных местах. Для части аудитории могло сыграть роль изменение восприятия напитка, который раньше оценивался как безобидный и слабоалкогольный. Теперь в сознании некоторых потребителей он приравнен к крепкому алкоголю, поэтому повышается не только внешняя, но и внутренняя ответственность за его потребление.
Сейчас почти 80% опрошенных жителей городов России употребляют пиво, причем 24% респондентов — 2—3 раза в неделю. Как правило, россияне за один раз приобретают от 0,5 до 1 л пива (60% опрошенных), предпочитают стеклянные бутылки (61% респондентов) и остаются приверженцами нескольких любимых марок (63%). Пиво пьют дома или в гостях 61%, на даче или на природе — 26, в кафе или ресторане — 7, на улице — 5%.