Покупка в России жилья в новостройке остается лотереей. Чтобы решить проблему дольщиков, законодатели рассматривают возможность введения обязательного страхования ответственности застройщиков при долевом строительстве жилья. Идея здравая. Но уже обманутым дольщикам страховка ни к чему.
Несмотря на поправки, внесенные этим летом в Федеральный закон от 20.12.2004 № 214‑ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и возрастающее число компаний-застройщиков, работающих по этому закону, депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, координатор программы «Свой дом» Александр Коган отмечает, что дыры для мошенников на строительном рынке в правовом поле еще есть.
По словам А. Когана, число обманутых частных дольщиков на рынке может даже возрасти, поскольку «серые» застройщики ринулись в жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Последняя форма строительства пока законодательно не урегулирована.
На конец августа в России было официально зарегистрировано 79 000 семей обманутых дольщиков. Неофициальное количество приблизительно 100 000—110 000 семей. Из них около 30 000 — в Москве и Подмосковье, где сосредоточено основное строительство и самые дорогие квадратные метры. Есть объекты, где дольщики уже десять лет ждут законно оплаченные квартиры.
Ошибочно думать, что обманутые дольщики — глупцы, на авось доверившие свои деньги явным мошенникам. Надо понимать, что, как бы солидно ни выглядел застройщик, обманутым дольщиком может стать каждый россиянин, решившийся вложить деньги в новостройку.
Так, в московском микрорайоне Южное Тушино деньги на строительство собирали под эгидой правительства Москвы. Здесь на месте снесенных ветхих домов должно было вырасти девять новых корпусов по договору между застройщиком и мэрией. Построено было только два. На улице Народного Ополчения фирма-застройщик вообще ограничилась котлованом.
«Мы пишем в мэрию Москвы, Собянину, но получаем отписки. Нам говорят: за действия прежнего правительства ответственности не несем. Но какое же это прежнее правительство? Ресин до сих пор заммэра!» — возмущается на сайте одноклассников дольщица дома на улице Народного Ополчения.
Митинг обманутых дольщиков состоялся 8 сентября на площади Революции в Красноярске. В дождливые дни, 9 и 10 сентября, несанкционированные митинги обманутых дольщиков прошли в Москве рядом с Красной площадью. Несмотря на произведенный силовыми структурами ряд задержаний (всего было задержано более 30 человек), дольщикам удалось прорваться в офис Администрации Президента и передать руководству страны письмо с просьбой решить проблемы людей, потерявших и деньги, и надежду на собственную квартиру. В письме, в частности, сказано:
«17 августа 2011 г. вступили в силу поправки к Закону о банкротстве застройщиков, согласно которым проблема дольщиков решается тремя способами: арбитражные управляющие должны найти нового инвестора, либо дольщики создают ЖСК и самостоятельно достраивают объект, либо вырученные деньги от продажи дома раздаются дольщикам...
В первом случае инвестора найти практически невозможно, так как никто не придет вкладывать свои средства в убыточный объект. Зачастую «стараниями» участников «урегулирования» проблем обманутых дольщиков объектов юридически просто не существует.
Во втором случае у дольщиков нет дополнительных средств и профессиональных знаний в строительной сфере, чтобы достроить объект. Кроме того, дольщики еще должны выплатить долги уклоняющегося от ответственности девелопера.
В третьем случае дольщики получают такую сумму от продажи недостроенного объекта, которой им не хватит даже на покупку комнаты в коммунальной квартире.
Закон сам по себе только частично защищает дольщиков в судах, но не в состоянии защитить права дольщиков и не решает саму проблему.
Кроме того, в течение 60 дней после вступления поправок в силу с 17 августа дольщики должны подать заявления на вступление в реестр кредиторов, но многие из них не пользуются Интернетом и могут пропустить этот срок, оказавшись в дальнейшем абсолютно бесправными».
Учитывая остроту проблемы, рабочая группа Госдумы по проблемам обманутых дольщиков выступила недавно с инициативой о введении закона о страховании ответственности застройщиков перед гражданами, вкладывающими деньги в строительство долевого жилья. Первое совещание по этому предложению уже состоялось в Минэкономразвития.
Закон о страховании дольщиков предполагает введение гарантийных обязательств для защиты финансовых прав россиян, принимающих участие в долевом строительстве. Основной принцип будет почерпнут из системы Агентства по страхованию вкладов (АСВ), где банки перечисляют по 0,15% от вклада в гарантийный фонд специализированной некоммерческой организации. Основу страхования может составить единый взаимный фонд денежных средств.
Объектом страхования по новому законопроекту будут считаться имущественные интересы застройщика, связанные с его гражданской ответственностью перед участником строительства. Страховым случаем станет односторонний отказ от исполнения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, заявленный в рамках дела о банкротстве застройщика при открытии конкурсного производства.
В настоящее время на разных стадиях банкротства в стране находится около 600 строительных компаний.
Минимальный размер страховой суммы будет рассчитываться исходя из размера убытков (в виде реального ущерба), причиненных нарушением обязательства застройщика о передаче жилого помещения или исполнении денежного требования.
Страхование гражданской ответственности застройщика предполагается сделать обязательным.
Как отметили опрошенные «ЭЖ» эксперты из числа страховщиков, введение закона об обязательном страховании гражданской ответственности застройщиков наверняка будет затруднено из-за расчета тарифов. Строительный бизнес отличается низкой прозрачностью, исчислить риски сложно. При массовом страховании придется опираться на общую статистику, которая весьма печальна. Тарифы могут оказаться неподъемно высокими.
Итак, закон об обязательном страховании ответственности строителей, возможно, защитит интересы будущих дольщиков, но не решит вопрос с теми, кто уже обманут. И совершенно не понятно, почему подобный закон не был принят хотя бы лет пять (а лучше — десять) назад.