По прогнозам аналитиков исследовательского центра «Фармэксперт», недавний уверенный рост показателей фармацевтического рынка России может смениться если не отрицательными показателями, то стагнацией.
Сегодняшние проблемы корнями уходят в 1990-е гг. Тогда для налоговиков аптеки заняли одну ступень с продавцами пива и дешевой турецкой одежды. Периодически депутаты безрезультатно призывали государство признать аптеки объектами социально значимого бизнеса, хотя бы на отдаленных территориях.
В 2009 г., когда, по подсчетам Росстата, цены на лекарства за первые шесть месяцев возросли на 17,5%, государство изменило отношение к рынку. Премьер-министр Владимир Путин потребовал разобраться с ценообразованием на фармацевтическом рынке. Минпромторг 12 мая 2009 г. внес в правительство Стратегию развития фармацевтической промышленности на период до 2020 г. Глава ведомства Виктор Христенко заявил, что «внесенный в правительство проект Стратегии развития фармпромышленности — это синтез приоритетов государства и возможностей бизнеса, продукт частно-государственного партнерства. С 2004 по 2007 г. объем российского фармрынка увеличился в два раза. По нашим оценкам, к 2020 г. рынок может вырасти еще в пять раз».
Бушевавший тогда финансово-экономический кризис не сильно помешал развитию отечественного фармацевтического рынка. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. реальный объем ВВП составил 92,1%. Продажа автомобилей сократилась на 49%, строительство — на 16%, продажа мобильных телефонов — на 19%. По данным DSM Group, лишь оборот продуктового рынка и продажи лекарств продемонстрировали положительный результат. Если реализация продуктов возросла в 2009 г. на 11%, то фармрынок расширился на 18%, фармацевты увеличили свою прибыль на 22%. Кризис показал, что в тяжелые времена люди не экономят на здоровье.
Без государства никуда
На отечественном фармацевтическом рынке представлены два основных сегмента — государственный и коммерческий. Государственный представляет собой аптечные продажи готовых лекарственных средств (ГЛС) по Программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), а также продажи через лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).
Аналитики рынка отмечают возрастающую роль государства на фармацевтическом рынке страны. Это выражается не только в финансировании рынка, но и в появляющихся законодательных актах. Программа ДЛО каждый год индексируется государством. В 2009 г. правительство предприняло серьезные меры в сфере ценообразования в отрасли, приняв Закон об обращении лекарственных средств и постановление «О совершенствовании регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС)», в котором была сформулирована единая методика формирования оптовых и розничных наценок на препараты списка.
Основой для окончательной розничной цены в соответствии с постановлением стали отпускные цены завода-производителя, зарегистрированные в Минздравсоцразвития в обязательном порядке. Медикаменты из списка ЖНВЛС продаются только при наличии протокола согласованных цен. «Все производители обязаны зарегистрировать предельные отпускные цены в срок. Регистрация цен для производителей лекарственных средств или их уполномоченных лиц является бесплатной. После этого все препараты из перечня ЖНВЛС, на которые цены не будут зарегистрированы, будут запрещены для обращения на территории Российской Федерации», говорится на сайте министерства.
В 2009 г. доля государственных средств на рынке достигла 25%. В то же время недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений тормозит развитие государственного сектора лекарственных средств. Представленный на рынке коммерческий сектор включает в себя продажи лекарств и товаров парафармацевтики для красоты и здоровья, без учета продаж по программе ДЛО.
Общий объем рынка в 2009 г. составил 538 млрд руб., что на 18% выше, чем в 2008 г. Но изменения по секторам рынка происходили неравномерно. Оцениваемый специалистами Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) рынок в 2008 г. составлял 458 млрд руб. Из них 120 млрд — государственный сектор. Он вырос в 2009 г. на 11% — до 133 млрд руб. Коммерческий сектор парафармацевтики увеличился за этот же срок на 15% — с 101 млрд до 116 млрд руб. Лучший результат продемонстрировал коммерческий сектор готовых лекарственных средств. Его показатели увеличились на 22% — с 237 млрд руб. до 289 млрд.
Рост рынка готовых лекарственных средств в кризис во многом объясняется тем, что правительство не стало уменьшать статьи социального характера. Так, дважды в 2009 г. увеличивались пенсии. Это привело к тому, что рост доходов пенсионеров, традиционно считающихся наиболее активными потребителями лекарств, опережал рост цен на лекарства.
Прирост объемов продаж в коммерческом сегменте рынка в 2009 г. составил 22%, что сопоставимо с предкризисными годами, когда этот показатель был порядка 25%. Но если до кризиса он обеспечивался ростом доходов граждан и покупательской активностью, то в 2009-м обороты достигались за счет роста цен. По данным журнала АРФП, с января 2008 г. по декабрь 2009-го цены выросли на 30%. Ранее их прирост не превышал 4% в год.
Поспособствовала этому и случившаяся в 2009 г. паника по поводу «свиного» гриппа. Российский потребитель после первых смертельных случаев от новой формы вируса A/H1N1 бросился закупать лекарства в промышленных масштабах. Отечественная вакцина еще не появилась на рынке, а устрашающие публикации подогревали ситуацию. Министерство здравоохранения и социального развития опубликовало письмо «Временные методические рекомендации по лечению и профилактике гриппа A/H1N1 у взрослых», в котором были перечислены необходимые в данном случае препараты, в основном отечественного производства. На эти медикаменты и защитные маски моментально возник ажиотажный спрос. Популярные лекарства доставлялись в аптеки не раньше, чем через несколько дней после заказа.
Дешевое редеет
В последние годы на фармрынке одновременно с появлением новых инновационных препаратов происходит постепенное вымывание дешевых лекарств. Процесс имеет несколько причин. Многие покупатели не доверяют отечественным фармзаводам, предпочитая покупать более дорогую продукцию иностранных производителей. В то же время более 40 млн пенсионеров зачастую не способны приобретать дорогие препараты. В последние годы компании, производящие традиционно недорогие лекарства, находятся под неусыпным контролем государства. С одной стороны, оно регулирует цены на дешевые препараты, выпускаемые десятилетиями в нашей стране, с другой — делает их неинтересными для производителей, особенно для оптовиков.
В отличие от аптек, которые обязаны держать необходимый минимум лекарств, деятельность оптовиков ничем не ограничена, а их прибыль напрямую зависит от стоимости препаратов. При этом большинство дешевых лекарств выпускается на морально устаревшем оборудовании, на заводах, постепенно уходящих с рынка, считает глава АРФП Виктор Дмитриев. «У нас достаточно проверенных, доступных российских препаратов, произведенных по мировым стандартам. Они важны для потребителя, тем более что в среднем на 30% дешевле импортных», — отмечает он.
Перспектива настораживает
По оценке DSM Group, российский фармацевтический рынок вырос в 2010 г. более чем на 11% в рублях и на 16% в долларах и достиг уровня около 600 млрд руб. Более существенного роста стоит ожидать в 2011 г., если будут преодолены все трудности кризисных годов. Ключевыми драйверами рынка в течение ближайших десяти лет станут развитие программы ДЛО, введение добровольного фармстрахования, модернизация системы обеспечения лекарствами больниц и рост потребления лекарств на душу населения.
Но ближайшая перспектива настораживает. Генеральный директор компании «Фармэксперт» Николай Демидов считает, что «наблюдается серьезная затоваренность складов практически всех дистрибьюторов и производителей».
Россияне, ожидая дальнейшего роста цен, стали экономить на лекарствах. И это несмотря на то, что по сравнению с другими группами товаров цены на медикаменты практически не увеличились. Если, по подсчетам аналитиков «Фармэксперта», продукты питания подорожали в среднем на 18%, бензин — на 20%, то лекарства — не более чем на 5%. Отчаявшись получить прибыль на рознице, фармацевтические компании уповают на государственные закупки высокотехнологичных препаратов в регионах, происходящие обычно в 2-м полугодии.
К сведению
Лидер рынка, по мнению ЦМИ «Фармэксперт», — компания «Фармстандарт». В 2009 г. ей принадлежало 5,56% рынка. Она добилась успехов в основном благодаря росту продаж антивирусного препарата арбидола, продажи которого зимой вырастают на треть. «Аналогичные лекарства стоят намного дороже, — говорит гендиректор исследовательской компании DSM Group Сергей Шуляк. — Например, тамифлю — около 1500 руб., тогда как арбидол — порядка 250 руб.». В разгар эпидемии гриппа в сентябре — ноябре компания, по мнению экспертов, может продать годовой оборот этих лекарств.
Кроме препаратов арбидол и амиксин «Фармстандарт» успешно продает рецептурный витаминный препарат «Комбилипен», а также лекарства, относящиеся к низкому ценовому сегменту: активированный уголь, анальгин, аскорбиновую кислоту, цитрамон и др.
Компания «Байер Хелскэр» с долей 3,7% занимает второе место на рынке. Она расширила свое присутствие благодаря покупке в 2008 г. американской компании Sagmel, производящей безрецептурные лекарства. По мнению ведущего аналитика ЦМИ «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, компания «Байер Хелскэр» пошла на эту покупку в связи с тем, что у Sagmel налажен хороший сбыт продукции в странах СНГ.
Третье место делят компании «Берлин-Хеми» с долей в 3,66% и «Санофи-Авентис» — 3,65%. Основные препараты, производимые компанией «Берлин-Хеми», — бромгексин и мезим форте. У «Санофи-Авентис» это эссенциале и но-шпа.