Предстоящий в октябре авиационный саммит России и Евросоюза определит степень открытости российского неба для европейских авиакомпаний.
Санкт-Петербурге 12—13 октября 2011 г. состоится авиационный саммит «Россия — ЕС». Его организаторы — Минтранс России и Европейская комиссия.
Авиакомпании Европы рвутся в российское небо
По словам начальника отдела по связям с общественностью транспортного ведомства России Тимура Хикматова, в рамках мероприятий саммита, в частности, стороны намерены рассмотреть такие вопросы, как отмена понятия «назначенный авиаперевозчик», возможность замены существующих двусторонних соглашений о воздушном сообщении на единое соглашение с Евросоюзом.
Участники саммита, отмечает Т. Хикматов, обменяются мнениями по вопросам обеспечения экологически устойчивого развития воздушного транспорта и торговли квотами на выброс в атмосферу газов. Кроме того, на повестке дня вопросы о перспективах эксплуатации транссибирских маршрутов и коммерческих соглашений, связанных с их использованием, внедрении новых технологий в систему управления воздушным движением, возможности совмещения аэронавигационных систем и унификации правил выполнения полетов. Планируется обсудить двустороннее взаимодействие в области безопасности полетов и авиационной безопасности, а также перспективы развития аэропортовой инфраструктуры.
Как известно, страны ЕС на переговорах с Россией настаивают на либерализации воздушного сообщения, ссылаясь на концепцию «единого европейского неба». Комиссия ЕС с подачи европейских авиакомпаний предлагает пересмотреть устаревшее понятие «назначенный перевозчик». Как пояснили корреспонденту «ЭЖ» в Росавиации, речь идет о компаниях, назначенных на договорных маршрутах правительствами двух стран, заключивших договор на организацию полетов.
По мнению представителей ЕС, эта проблема способна привести в будущем к юридическому запрету европейским авиакомпаниям выполнять полеты в Россию. Дело в том, что этот термин жестко привязан к национальной принадлежности авиакомпании. Однако, поясняют представители ЕС, международные интеграционные процессы привели к тому, что трудно определить, какие страны представляют, например, интернациональные авиакомпании Swiss и Austrian Airlines, вошедшие в группу Lufthansa. Поэтому в ЕС предложили считать перевозчиками в аэропорты России европейские авиакомпании, независимо от страны их регистрации.
Российские авиавласти пока не спешат делать выводы. Тем не менее, как заявляют чиновники из Росавиации, на предстоящих переговорах российская сторона собирается усилить взаимодействие с авиационными властями ЕС, но при обязательном соблюдении интересов российских авиакомпаний.
«Поэтому революционного прорыва в этом вопросе по итогам саммита ожидать не следует, — считает Т. Хикматов. — Будет постепенное, поэтапное сближение позиций сторон».
Партнеры или конкуренты?
В материалах, подготовленных к переговорам, отмечается, что «воздушный транспорт играет важную роль во взаимоотношениях и торговле между Россией и Европейским союзом». Пассажиропоток на воздушном транспорте между РФ и ЕС за последние пять лет продемонстрировал существенный рост (в среднем на 9% в год). Особенно впечатляют цифры 2010 г.: пассажирские перевозки увеличились на 18%, грузовые — на 38%. В прошлом году полеты в пункты на территории государств ЕС составили более 40% от всех международных полетов российских авиакомпаний.
В то же время перед Россией и ЕС стоят новые вызовы в области модернизации системы управления воздушным движением, повышения уровня авиационной безопасности и безопасности полетов, развития транспортной инфраструктуры, а также содействия устойчивому развитию воздушного транспорта. Сотрудничество авиационной промышленности России и ЕС играет ключевую роль в формировании их дальнейших взаимоотношений, так же, как и стандартизация технических правил и норм.
И Россия, и ЕС могут выиграть от более тесного взаимодействия и координации своей политики в области гражданской авиации. Судя по высказываниям российских чиновников, наши авиавласти готовы пойти на некоторые уступки европейцам и допустить к полетам в Россию европейские авиакомпании, но при непременном сохранении паритета в авиаперевозках между сторонами.
По мнению российских аналитиков, стороны могут договориться о перезаключении двусторонних соглашений между Россией и всеми странами Евросоюза, в том числе для устранения неопределенности трактовки термина «назначенный перевозчик».
Разумеется, что работа по заключению новых межправительственных соглашений может затянуться. Поэтому Т. Хикматов и говорит о поэтапном пути к переходу на «горизонтальное» соглашение».