Программа «Новой индустриализации» российской экономики, предложенная «Деловой Россией», приобретает конкретные очертания. На этой неделе общественности был представлен проект «Дорожной карты», включающей 29 проектов создания промышленных кластеров в различных регионах страны. Эксперты считают, что у «Новой индустриализации» есть шансы войти в предвыборную программу Общероссийского народного фронта, а там (чем черт не шутит) и получить поддержку федерального центра.
Концепция 25х25, или программа «Новая индустриализация», предполагающая создание к 2025 г. порядка 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест, была озвучена делороссами на ежегодном бизнес-форуме в мае (см. «ЭЖ», 2011, № 22). Формировать рабочие места (с производительностью по 3 млн руб. в год каждое) планируется преимущественно в отраслях, ориентированных на внутренний спрос, — глубокой переработке российского сырья, энергетическом, атомном и других секторах машиностроения, сельском хозяйстве, постиндустриальных секторах экономики и частных компаниях в социальной сфере (медицине, образовании, социальных услугах).
В качестве главного механизма реализации программы предлагается создание кластеров федерального уровня, имеющих общесистемное значение и оказывающих влияние на экономику страны в целом. Они должны формироваться с учетом географических, инфраструктурных, институциональных и иных конкурентных преимуществ определенных территорий.
Государству в программе «Новой индустриализации» отводится роль координатора. Он обязан обеспечить взаимодействие региональных властей с бизнесом на основе пакета целевых мер поддержки. К ним относятся создание необходимой инфраструктуры, предоставление государственных финансовых и юридических гарантий, льгот по налогам и тарифам.
Интересно, что прямое софинансирование проектов со стороны государства не должно входить в пакет мер поддержки. Более того, оно может помешать развитию кластеров.
Свой подход «Деловая Россия» называет переходом к новой конкурентной модели развития российской экономики снизу, на базе проектного подхода, в отличие от реформ, предлагаемых экспертным сообществом и прежде всего направленных на макроэкономические и институциональные преобразования.
Даже система управления программой «Новой индустриализации» по замыслу ее создателей должна базироваться не на экономическом блоке правительства (Минэкономразвития, Минпромторг и проч.), а новом органе — Администрации развития. Она будет работать на принципах проектного управления, координировать процесс создания и функционирования набора кластерных проектов, а потом отвечать перед кабинетом министров за выполнение «Дорожной карты». При этом возможен вариант передачи функций управляющей структуры одной из существующих общественных организаций (здесь лучше «Деловой России» просто не найти).
За время, прошедшее после ежегодного бизнес-форума, делороссы получили около 200 предложений по созданию кластеров в различных регионах России. Лучшие из них были предложены для включения в «Дорожную карту» (их полный перечень представлен на сайте «ЭЖ» www.eg-online.ru).
Эксперты полагают, что многие идеи, а главное — конкретные проекты «Новой индустриализации» могут войти в предвыборную программу Общероссийского народного фронта (ОНФ) и получить затем поддержку правительства.
Создание новых высокопроизводительных рабочих мест становится ключевой задачей ОНФ на ближайшие годы, отметил на заседании генсовета бизнес-объединения Андрей Чибис, директор Института социально-экономических и политических исследований, занимающегося разработкой предвыборной стратегии фронта. Поэтому в программе ОНФ будет зафиксирована необходимость структурных изменений в экономике, переноса налогового обременения с процесса производства на потребление и природную ренту.
Идеи «Новой индустриализации» также поддерживает ряд независимых экспертов. Так, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев полагает, что Россия сегодня вернулась в доиндустриальную эпоху, поскольку доля промышленного сектора в экономике за последние 20 лет упала вдвое, в то время как даже в развитых странах он составляет около трети экономики. Реализация программы, по оценке г-на Дмитриева, высказанной на обсуждении «Дорожной карты», затронет широкие сферы российской экономики.
Без сомнения, создание, например, кластера деревообработки и деревянного домостроения в Красноярском крае или возрождение текстильной промышленности в Ивановской области будут полезны экономике этих регионов и внесут свою лепту в модернизацию отечественной экономики. Лишь бы эти идеи и проекты постепенно не затухли после окончания предвыборной шумихи.