По поручению премьер-министра РФ Владимира Путина эксперты Минтранса и подчиненного министерству Федерального дорожного агентства (Росавтодор) разработали и представили в Правительство РФ законопроект, который предусматривает введение в дорожной отрасли системы долгосрочных контрактов так называемого жизненного цикла. Документ предусматривает, что проектированием, строительством, эксплуатацией и ремонтом дорог будет заниматься единый подрядчик, доходы которого будут напрямую зависеть от качества дорожного полотна. Об этом сообщается в пояснительной записке Минтранса к законопроекту.
По словам руководителя Росавтодора Анатолия Чабунина, речь идет о внедрении долгосрочных договоров на строительство и последующую эксплуатацию дорог сроком на первом этапе на 12 лет. Подрядчик за счет собственных и привлеченных средств прокладывает дорогу, а затем полностью отвечает за ее содержание. Государство оплачивает эту работу равными платежами в течение всего периода действия договора. Это, по мнению главы ведомства, должно искоренить психологию временщиков при дорожном строительстве, ведь в таком случае самим компаниям будет выгодно строить добротно и долговечно, чтобы потом меньше тратить на содержание и ремонт дорог.
«Такая практика существует во многих странах, и мы на нее будем переходить, — отметил А. Чабунин. — Раньше мы этого делать не могли, потому что контракты на содержание дорог зависели от бюджетного цикла и были одногодичными... Заключение долгосрочных контрактов на строительство или капитальный ремонт участка с дальнейшей эксплуатацией — хорошая мотивация для организаций строить и ремонтировать качественно, чтобы избежать издержек при эксплуатации».
Правительство РФ рассмотрит законопроект до конца сентября, сообщил журналистам вице-премьер Сергей Иванов.
«Компания, заключившая контракт, получает от государства деньги на содержание дороги, и, если она снизит затраты на ремонт и продлит межремонтные сроки, она сможет оставить эти средства себе», — объясняет новые условия научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
Контракт жизненного цикла — одна из разновидностей концессионных соглашений, поясняет зампред правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Основное отличие от классической концессии в том, что риски доходности может взять на себя государство. В классической концессии концессионер сам рассчитывает, какой будет трафик, вычисляет тариф и принимает на себя все риски, отмечает эксперт. Если заключен контракт жизненного цикла, государство может установить минимальные тарифы, но обязуется компенсировать концессионеру недополученную выгоду, если трафик окажется меньше.