Не менее важен вопрос борьбы с земельными спекуляциями. Ведь высока вероятность выкупа промышленных предприятий, расположенных на привлекательных землях, с их последующим перепрофилированием.
В Европе существует механизм ограничения права перепродажи земельного участка с момента его приобретения (например, по отдельным категориям земель в Германии — 5 лет). Считается, что в этом случае участок приобретет нормальный инвестор, поскольку спекулянту невыгодно надолго откладывать получение прибыли, да и предугадать пятилетнюю перспективу рынка недвижимости достаточно сложно.
Однако МЭРТ опасается, что у нас такой механизм не будет работать, и предложил два других варианта. Итак, было решено предусмотреть механизм изъятия в местные бюджеты части спекулятивного дохода.
Вариант 1
Разрешить предприятиям выкуп земельных участков с ограничением права в виде запрета на строительство и реконструкцию, изменяющие фактическое использование участка. Обратившееся за соответствующим разрешением предприятие будет обязано уплатить местный сбор в размере 80% кадастровой стоимости участка, то есть фактически участок выкупается по полной кадастровой стоимости.
Этот вариант направлен на ограничение перепрофилирования промпредприятий. Однако при его применении может возникнуть ситуация, когда торговый центр выкупается за 20% стоимости, а предприятие, решившее построить на своей земле, к примеру, магазин, будет доплачивать 80% кадастровой стоимости участка.
Вариант 2
Кадастровая стоимость дифференцирована по 14 зонам в зависимости от целевого использования земель. Предлагается взимать 20% стоимости по целевому назначению, предоставив собственнику право выбора. Он может заплатить 20% по фактическому использованию участка и потом доплачивать за возможность перепрофилирования своего предприятия либо сразу заплатить 20% стоимости участка без целевого назначения.
Этот вариант более сложен технически, но он более мягкий и решает проблемы первого варианта.
Антиспекуляционный механизм предлагается ввести только для городов с населением свыше 3 млн человек, поскольку именно в них рынок недвижимости особенно развит. Однако на слайдах, которыми министр иллюстрировал свой доклад на заседании правительства, второй вариант рассматривался и для выкупа участков, расположенных в иной местности.
Принципиального решения о принятии антиспекуляционной оговорки правительство не приняло. Мнения разделились.
Ю. Росляк, первый зам. мэра Москвы, считает, что в условиях недостаточности доходной части бюджетов субъектов РФ государство не вправе отказываться от этой части земельной ренты.
Ю. Трутнев, министр природных ресурсов, напротив, отмечает, что в процессе выкупа земли растет капитализация предприятий, что дает им возможность модернизации и развития. Для того чтобы это было, деньги нужно оставить на предприятиях, а не бороться с торговым оборотом, чем согласно словарю Даля является спекуляция.