За полтора года действия Закона об ОСАГО выявились его слабые места, нестыковки. Все они формируют отрицательный фон вокруг «автогражданки». Недавно в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий ряд существенных поправок в Закон. В отличие от массы прежних законодательных инициатив, носивших в основном популистский характер, данный проект имеет реальные шансы быть принятым, поскольку подготовлен на основании предложений страховщиков. Приведем наиболее важные изменения, которые в случае принятия поправок ожидают участников ОСАГО.
Для страхователей
✔ Максимальная величина страховой премии по договору ОСАГО ограничивается трехкратным размером базового тарифа (сейчас возможно увеличение в пять раз).
✔ Скидку до 10% может предоставить страховщик, исходя из конкретных условий использования транспортного средства страхователем.
✔ Упростится процедура оформления ДТП: представителей ГАИ на место происшествия можно не вызывать, если ущерб составляет не более 4000 рублей и отсутствуют разногласия между виновником и потерпевшим.
✔ Владелец транспортного средства обязан застраховать свою ответственность не позднее пяти рабочих дней после возникновения у него права владения.
Для потерпевших
✔ Ответственность страховщика за вред, причиненный здоровью и жизни, в размере 240 тыс. рублей и имуществу— в размере 160 тыс. рублей предлагается не делить на всех потерпевших в ДТП пропорционально понесенному ущербу, а распространить страховое покрытие на каждого.
✔ Устанавливаются четкие и сокращенные сроки выполнения страховщиком всех формальностей для определения ущерба и выплаты.
✔ Обязанность по получению документов, необходимых для определения размера ущерба, возлагается на страховщика.
✔ Требование о компенсации ущерба потерпевший может направить не только в компанию, в которой застрахован виновник ДТП, но и в ту, где застрахован он сам.
✔ При возникновении спора между страховщиком и потерпевшим относительно общей величины ущерба, компания обязана незамедлительно выплатить ту его часть, по которой стороны достигли согласия.
✔ Для установления размера вреда, причиненного здоровью, потерпевший обязан будет пройти медицинское обследование, порядок проведения которого будет установлен правительством.
Для страховщиков
✔ Из ответственности страховщика исключается так называемая утрата товарной стоимости транспортного средства. Причина — в отсутствии в законодательстве точного ее толкования и разницы в методологических подходах страховщиков.
✔ Допускается замена страховщика как по его собственной инициативе, так и по требованию органа страхового надзора, в частности в случае приостановки или ограничения действия его лицензии.
✔ Ежеквартально должны публиковаться статистические данные по каждому страховщику (объем определяется органом страхнадзора).
✔ Компании, вновь обращающиеся за получением лицензии на ОСАГО, должны иметь уставный капитал не менее120 миллионов рублей и двухлетний опыт страхования транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.
Объем законопроекта достаточно велик и едва ли несопоставим по размеру с текстом самого Закона об ОСАГО. Именно поэтому в нем не должно быть новых дыр или подводных камней. А часть предлагаемых изменений все-таки вызывает вопросы специалистов.
Например, понятно желание упростить процедуру оформления ДТП. При мелких авариях предлагается позволить водителям самим подписать все бумаги. А не дожидаться приезда сотрудника ГАИ, создавая по этой причине многочисленные пробки на дорогах.
Но благая цель не подкреплена, к сожалению, четким механизмом реализации. Как в стрессовой ситуации, да еще на глазок оценить, что ликвидация повреждений не превысит 4000 рублей? А если впоследствии вскроются внутренние повреждения, то страховая защита не будет работать? Может, поступить еще проще и при отсутствии телесных повреждений и согласии сторон разрешить водителям самим оформлять документы? Правда, у страховщиков тут же найдется контраргумент: только ленивый не воспользуется такой ситуацией, чтобы не надуть их. Неужели у нас все жулики?
Вызывает нарекания и возможность снижения страховщиками в конкретном случае базового тарифа на 10%.Вот конкретики-то здесь и не хватает. Что же действительно имел в виду законодатель? Поэтому можно даже не сомневаться, что такую поблажку будут давать все страховщики и всем подряд. Иначе клиент уйдет в другую компанию.
В общем, дело затеяли нужное, поправки в Закон назрели, но вот только торопиться не надо. Лучше все еще раз взвесить и просчитать.