Сейчас многие компании используют в качестве маркетингового хода накопительные бонусные программы. Их суть заключается в том, что клиент, оплачивая услугу или товар, получает определенное количество баллов. Впоследствии, по достижении определенного программой количества баллов, клиент может обменять их на вознаграждение в виде какого-либо товара или услуги. Какие обязанности при этом возникают у компании, ФНС России впервые разъяснила в письме от 19.08.2011 № АС-4-3/13626.
Бонусные баллы обернутся доходом
В комментируемом письме налоговая служба разъяснила порядок обложения НДФЛ доходов в виде товаров, полученных физическими лицами в качестве бонусного вознаграждения за участие в накопительной бонусной программе. По мнению ФНС России, при обмене бонусных баллов на вознаграждение у физического лица возникает доход в натуральной форме. Свою позицию они аргументируют тем, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, если она подлежит оценке (ст. 41 НК РФ). В рассматриваемом случае возможность оценить выгоду, как говорится, налицо.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физического лица, полученные как в денежной, так и в натуральной форме (ст. 210 НК РФ). Согласно ст. 211 НК РФ к натуральным доходам, в частности, относятся полученные налогоплательщиком товары либо выполненные (оказанные) в его интересах работы (услуги). Причем получение такого дохода может происходить как на безвозмездной основе, так и с частичной оплатой.
Исходя из этого налоговики считают, что товары, полученные физическим лицом при выполнении условий программы, — не что иное, как натуральный доход. Значит, организация, которая является источником выплаты, обязана согласно п. 1 ст. 226 НК РФ исчислить, удержать и уплатить НДФЛ в бюджет. То есть исполнить роль налогового агента.
Очевидно, что от дохода в натуральной форме 13% «откусить» и перечислить в казну нельзя. Никаких других доходов в виде «живых» денег клиентам не перечисляют. Соответственно удержать налог самостоятельно организация не может. В таком случае вступает в силу правило, установленное в п. 5 ст. 226 НК РФ: при невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан письменно сообщить об этом самому физическому лицу и в налоговую инспекцию по месту своего учета. Напомним, что срок на сообщение также прописан в указанной норме Кодекса — не позднее месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства. Информация передается по форме 2-НДФЛ. Напомним, что она утверждена приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611.
Кто ответит за доход
Логика в рассуждении чиновников есть. Бонусное вознаграждение действительно не что иное, как доход в натуральной форме, о котором необходимо сообщать в налоговый орган. Проблема в том, что для этого компания должна располагать сведениями о физическом лице (ФИО, паспортные данные, адрес места жительства и др.).
В комментируемом письме речь идет о банке, клиенты которого получают баллы за совершение расходных операций по банковским картам. Понятно, что такие карты четко персонифицированы. При их оформлении в обязательном порядке у клиента берут паспортные данные. Поэтому у источника выплаты бонусного вознаграждения, то есть у банка, никаких проблем с заполнением 2-НДФЛ не возникнет. Не возникнет их и у любой другой организации, которая может четко персонифицировать клиента, поскольку оформление доступа к услугам сопряжено с передачей физическим лицом своих паспортных данных (например, сотовые операторы).
Другое дело — различные накопительные карты, которые вручают своим клиентам торговые организации. При передаче карт покупателям обычно предлагают заполнить анкету. Но кроме ФИО, электронного адреса и телефона в такие опросники ничего не включают. Более того, при покупке в конкретном магазине накопительную карту может предъявить любой человек. То есть карты не персонифицированы. Значит, вручая подарок за достижение определенного количества баллов, организация не располагает сведениями, кому именно она передает доход в натуральной форме.
Получается, что обязанность налогового агента сообщить о доходе есть, а реальной возможности ее выполнить нет. Что делать? По мнению Минфина России, высказанному еще в 2009 г., организация даже при распространении рекламно-сувенирной продукции физлицам должна исполнять роль налогового агента. Отсутствие данных о получателях дохода не освобождает налогового агента от обязанностей (письмо Минфина России от 06.04.2009 № 03-04-06-01/81).
Если уж в этом случае нужно придерживаться правил ст. 226 НК РФ, то при выплате бонусного вознаграждения тем более. Таким образом, организация, безусловно, является налоговым агентом, то есть обязана вести учет доходов и представлять сведения в налоговые органы по месту учета.
В противном случае последствия будут такие:
- штраф по ст. 120 НК РФ за неведение регистров по НДФЛ;
- штраф по ст. 126 НК ФР за непредставление документов;
- штраф по ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Единственный случай, когда организация не должна подавать сведения, — если сумма бонусного вознаграждения (подарка) не превышает 4000 руб. Ведь такой доход не облагается НДФЛ согласно п. 28 ст. 217 НК РФ. Следовательно, компания не признается налоговым агентом (письмо Минфина России от 18.02.2011 № 03-04-06/6-34).
Налог на прибыль
Еще один вопрос, который может возникнуть у бухгалтера: вправе ли организация включить затраты на приобретение «бонусного» товара в налоговую базу по прибыли? Да, такие расходы учесть можно, но при соблюдении определенных условий. В первую очередь это ст. 252 НК РФ, которая гласит, что расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
Как сказано в письме Минфина России от 04.08.2009 № 03-03-06/1/513, «затраты, связанные с реализацией программ лояльности, могут рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной для получения дохода, только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение уже имеющихся». При выполнении указанных условий организация вправе включить расходы на покупку товара на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.