Какими бы убедительными ни казались речи руководства страны о стремлении к стабильности и улучшению инвестиционного климата, практика показывает: тот, кто решил вложить деньги в российскую экономику, сильно рискует. И чем лучших результатов он достиг, тем больше риск.
На этот раз поводом для подобных обобщений стало решение ФАС Московского округа, который признал договор аренды аэродромного комплекса аэропорта Домодедово недействительным.
Семь лет назад, когда заключался договор аренды с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово (компания входит в группу «Ист-Лайн»), интересы государства представляло ГУП «Администрация аэропорта Домодедово».
Оно же спустя пять лет после заключения договора обнаружило, что срок аренды великоват (75 лет), вспомнило, что заключило сделку с нарушением действующего порядка — не согласовав ее с Госкомимуществом, и обратилось в суд. Позднее Росимущество, включившееся в процесс разбирательства, припомнило и низкую арендную плату.
Две судебные инстанции— арбитражный и апелляционный суды Московской области признали договор действительным, но теперь государство отомщено. Правда, победу можно назвать пирровой.
Компания, осуществляющая регулярные инвестиции в технологическое развитие аэродромного комплекса, вложившая в арендованное у ГУПа имущество более 30 млн дол., не будет оспаривать решение ФАС Московского округа в Высшем Арбитражном Суде.
По словам начальникапресс-службы «Ист-Лайн» Юлии Мазановой, решение, принятое судом, не отразится на работе аэропорта.
В настоящее время ведутся переговоры по подготовке договора аренды федерального имущества, условия которого устроили бы всех заинтересованных лиц: Росимущество, Министерство транспорта (Федеральное агентство воздушного транспорта), Минэкономразвития. Представители «Ист-Лайн» уверены, что новые обязательства по договору будут согласованы в ближайшее время, причем на взаимовыгодных условиях.
Между тем, по информации Росимущества, новые условия договора предусматривают «повышение размера арендной платы до уровня, отвечающего степени получения дохода от использования аэродромного комплекса».
То есть в принципе можно предположить: работай компания похуже, получай прибыль поменьше — и не было бы претензий по размеру арендной платы? Но «Ист-Лайн», как назло, работал прекрасно, за короткий срок превратил захудалый аэропорт в действительно международный, получал высокую прибыль, и все время вкладывал, вкладывал, вкладывал… За последние 10 лет общая сумма инвестиций группы в предприятия аэропортового комплекса «Домодедово» составила более 500 млн дол. Естественно, сейчас, когда вложения стали приносить реальную отдачу, для компании лучше действовать по принципу «худой мир лучше доброй ссоры» и перезаключить договор аренды на новых условиях. Тем более что опыт последнего года показывает: громкие протесты абсолютно не препятствуют отъему денег и бизнеса. Но кто гарантирует, что лет через пять государство вновь не решит, что его интересы ущемлены?
Можно провести и еще одну аналогию. Несколько лет назад налоговая служба, проверяя крупную компанию, «недосмотрела» и пропустила ряд нарушений. Затем их обнаружила. В результате у этой компании серьезнейшие проблемы, а налоговики «на коне». И никто не поинтересовался: почему же тогда, несколько лет назад, нарушения не были выявлены? И кто их не выявил?
Так и здесь. ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» заключило договор, нарушив порядок. Занизило арендную плату. Пять лет об этом вообще никто не задумывался. Вопрос: от чьих действий фактически пострадали интересы государства? А проблемы почему-то возникли у арендатора.
Так что инвестиционный климат в России становится лучше день ото дня. Только инвесторам нужно помнить, что во всем мире государство может проявить интерес к частному предприятию, если собственник привел его на грань уничтожения.
У нас наоборот.
Новая экономическая политика допускала некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении Советским государством командных высот в народном хозяйстве.
Советский энциклопедический словарь