На этой неделе вновь активизировался вопрос о введении предотгрузочной инспекции на импортируемые товары (с сентября прошлого года документ находится на рассмотрении премьер-министра).
Предотгрузочная инспекция — это проверка соответствия количества и качества ввозимой продукции заявленным документам, проводимая независимой оценочной компанией на территории страны — производителя товара.
МЭРТ предлагает ввести процедуру предотгрузочной инспекции на такие группы товаров, как бытовая электроника и изделия легкой промышленности (ранее предлагалось инспектировать мебель, продукты питания и винно-водочные изделия, лекарственные препараты). Но с этим не согласны предприниматели, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью.
Чем руководствуется Минэкономразвития:
✔ Увеличение таможенных сборов. По оценкам МВФ, госбюджет России ежегодно недополучает около 6 миллиардов долларов таможенных платежей. При сопоставлении статистики об импорте России из стран ЕС и экспорте в Россию объем российского импорта занижен за 2003 год на 13 миллиардов долларов.
✔ Поддержка отечественного производителя. Наши промышленники не могут конкурировать с большими объемами некачественной продукции с низкой ценой и непонятного происхождения. Особенно это касается «легковиков».
✔ Упрощение таможенных процедур. После предотгрузочной инспекции импортер получает сертификат, который по принципу «зеленого коридора» значительно облегчает дальнейшее прохождение таможенного контроля.
✔ Защита российского потребителя от дешевой подпольной продукции сомнительного качества.
Причины недовольства импортеров:
- Увеличение цены ввозимого товара за счет оплаты проводимой инспекции (1% от стоимости товара). Цена вопроса, по оценке экспертов, — 800 миллионов долларов в год.
- Усиление государственного контроля, на деле приводящее к обыкновенному отъему денег.
В свою очередь, крупные российские импортеры предлагают ввести альтернативную процедуру прямого импорта. По их мнению, только ограничение производителями количества продавцов своей продукции может реально снять проблему ввоза контрафактной продукции. Импортеры также надеются, что иностранные компании начнут самостоятельно завозить свою продукцию, что маловероятно.
Как решится данный вопрос, покажет ближайшее будущее…