Надежда на НДС, акцизы и НДПИ

| статьи | печать

После сложных дискуссий правительство определилось с основными параметрами федерального бюджета на 2012—2014 гг. Проект главного финансового плана страны предполагает снижение доходов с 20,7% ВВП в 2011 г. до 19,5% валового продукта в 2014-м.

Такая динамика обусловлена уменьшением нефтегазовых поступлений госказны за этот же период с 10,2 до 8,5% ВВП. Закрыть бюджетные прорехи кабинет министров надеется за счет увеличения поступлений от НДС, акцизов и НДПИ.

Сокращение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012—2014 гг. обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов.

Закрыть дыры в бюджете Минфин надеется за счет увеличения не нефтегазовых доходов, в основном поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Так что о снижении НДС, на которое надеялся бизнес в обрабатывающих отраслях, похоже, придется забыть.

В прогноз доходов финансовое ведомство заложило предлагаемые к принятию изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также в нормативные правовые акты правительства, касающиеся внешнеэкономической деятельности. Речь идет об индексации специфических ставок акцизов на табачную продукцию (с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за тысячу штук, с 1 января 2013 г. — 550 руб., с 1 января 2014 г. — 800 руб.). Вместе с тем планируется индексация специфических ставок акцизов на алкогольную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации.

Добывающим компаниям стоит подготовиться к индексации ставок НДПИ на газ горючий природный (для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, устанавливаются ставки с 1 января 2012 г. в размере 509 руб. за 1000 куб. м, с 1 января 2013 г. — 582 руб., с 1 января 2014 г. — 622 руб.).

Также предполагается установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% ставок пошлины на нефть, отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири.

«На круг» изменения налогового законодательства увеличат доходы федерального бюджета в 2012 г. на 198,1 млрд руб., или 0,3% ВВП, в 2013 г. на 263,6 млрд руб., или 0,4% ВВП, в 2014 г. на 419,5 млрд руб., или 0,6% ВВП.

Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34—37%), налогу на добавленную стоимость (31—34%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

В расходной части федерального бюджета в 2012—2014 гг. значительно увеличится объем ассигнований на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 г. реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 г. финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Расходы в области социальной политики тоже планируются со значительным ростом, в основном за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку страховых взносов предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 г. на сумму 270,5 млрд руб. и в 2013 г. — 317,4 млрд руб.

Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012—2013 гг. обусловлено главным образом сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

В целом правительство обещает не раздувать госрасходы в надежде на дорогую нефть, цены на которую будут находиться около 100 долл. за баррель. «Мы не должны необдуманно раздувать расходы, опираясь на внешнеэкономическую конъюнктуру, которая крайне не­устойчива. В мировой экономике сегодня, как вы видите, очень много факторов неизвестности и непрогнозируемости, которые от нас не зависят», — сказал премьер. Таким образом, вслед за министром финансов А. Кудриным он признал рискованной ставку на дорогую нефть, благодаря которой кабинету министров удалось сократить дефицит в проекте бюджета на 2012—2014 гг.

Основные параметры федерального бюджета на 2012—2014 гг., млрд руб.


2010 г. (отчет)

2011 г. (оценка)

проект






2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доходы, всего

8305,4

11019,1

11789,1

12715,0

14101,1

% к ВВП

18,5

20,7

20,1

19,6

19,5

Расходы, всего

10117,5

11019,1

12658,3

13719,9

14579,5

% к ВВП

22,5

20,7

21,6

21,2

20,1

в том числе условно утверждаемые




343,0

835,1

% к общему объему расходов




2,5

5,7

Дефицит

–1812,1

0,0

–869,2

–1004,9

–478,5

% к ВВП

–4,0

0,0

–1,5

–1,6

–0,7

Источник: Минфин России