После сложных дискуссий правительство определилось с основными параметрами федерального бюджета на 2012—2014 гг. Проект главного финансового плана страны предполагает снижение доходов с 20,7% ВВП в 2011 г. до 19,5% валового продукта в 2014-м.
Такая динамика обусловлена уменьшением нефтегазовых поступлений госказны за этот же период с 10,2 до 8,5% ВВП. Закрыть бюджетные прорехи кабинет министров надеется за счет увеличения поступлений от НДС, акцизов и НДПИ.
Сокращение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012—2014 гг. обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов.
Закрыть дыры в бюджете Минфин надеется за счет увеличения не нефтегазовых доходов, в основном поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Так что о снижении НДС, на которое надеялся бизнес в обрабатывающих отраслях, похоже, придется забыть.
В прогноз доходов финансовое ведомство заложило предлагаемые к принятию изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также в нормативные правовые акты правительства, касающиеся внешнеэкономической деятельности. Речь идет об индексации специфических ставок акцизов на табачную продукцию (с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за тысячу штук, с 1 января 2013 г. — 550 руб., с 1 января 2014 г. — 800 руб.). Вместе с тем планируется индексация специфических ставок акцизов на алкогольную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации.
Добывающим компаниям стоит подготовиться к индексации ставок НДПИ на газ горючий природный (для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, устанавливаются ставки с 1 января 2012 г. в размере 509 руб. за 1000 куб. м, с 1 января 2013 г. — 582 руб., с 1 января 2014 г. — 622 руб.).
Также предполагается установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% ставок пошлины на нефть, отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири.
«На круг» изменения налогового законодательства увеличат доходы федерального бюджета в 2012 г. на 198,1 млрд руб., или 0,3% ВВП, в 2013 г. на 263,6 млрд руб., или 0,4% ВВП, в 2014 г. на 419,5 млрд руб., или 0,6% ВВП.
Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34—37%), налогу на добавленную стоимость (31—34%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).
В расходной части федерального бюджета в 2012—2014 гг. значительно увеличится объем ассигнований на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 г. реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 г. финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Расходы в области социальной политики тоже планируются со значительным ростом, в основном за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку страховых взносов предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 г. на сумму 270,5 млрд руб. и в 2013 г. — 317,4 млрд руб.
Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012—2013 гг. обусловлено главным образом сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
В целом правительство обещает не раздувать госрасходы в надежде на дорогую нефть, цены на которую будут находиться около 100 долл. за баррель. «Мы не должны необдуманно раздувать расходы, опираясь на внешнеэкономическую конъюнктуру, которая крайне неустойчива. В мировой экономике сегодня, как вы видите, очень много факторов неизвестности и непрогнозируемости, которые от нас не зависят», — сказал премьер. Таким образом, вслед за министром финансов А. Кудриным он признал рискованной ставку на дорогую нефть, благодаря которой кабинету министров удалось сократить дефицит в проекте бюджета на 2012—2014 гг.
Основные параметры федерального бюджета на 2012—2014 гг., млрд руб.
|
2010 г. (отчет) |
2011 г. (оценка) |
проект |
|
|
|
|
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Доходы, всего |
8305,4 |
11019,1 |
11789,1 |
12715,0 |
14101,1 |
% к ВВП |
18,5 |
20,7 |
20,1 |
19,6 |
19,5 |
Расходы, всего |
10117,5 |
11019,1 |
12658,3 |
13719,9 |
14579,5 |
% к ВВП |
22,5 |
20,7 |
21,6 |
21,2 |
20,1 |
в том числе условно утверждаемые |
|
|
|
343,0 |
835,1 |
% к общему объему расходов |
|
|
|
2,5 |
5,7 |
Дефицит |
–1812,1 |
0,0 |
–869,2 |
–1004,9 |
–478,5 |
% к ВВП |
–4,0 |
0,0 |
–1,5 |
–1,6 |
–0,7 |
Источник: Минфин России