Дальнейшее развитие российской экономики невозможно без новой модели социальной политики, считают участники юбилейного инвестиционного форума, состоявшегося в Сочи в нынешнем году. Эта модель должна задействовать факторы конкурентоспособности, необходимые для перехода на инновационные рельсы развития.
Существующий формат социальной политики, по единодушному мнению участников круглого стола, состоявшегося в рамках форума, практически полностью изжил себя. Новая социальная политика, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, даст возможность задействовать факторы конкурентоспособности, недостаточно использованные в прежние годы. Помимо наличия природных ресурсов и большого внутреннего рынка, то есть факторов конкурентоспособности, существовавших в прежней модели экономического роста, теперь необходимо обеспечить относительно высокое качество человеческого капитала и определенный научный потенциал.
Такой подход, с одной стороны, подразумевает несколько иную систему экономических стимулов, изменение макроэкономических параметров (снижение инфляции, акцент на привлечение в экономику длинных денег, рост деловой активности и частных инвестиций, перемены в структуре расходов бюджета), с другой — обновление всей системы социальной политики.
Новая социальная политика должна полнее учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Она призвана создавать комфортные условия для реализации такого потенциала и соответствовать более высоким социальным стандартам.
С экономической точки зрения это представители среднего класса, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. С культурной точки зрения это люди с высшим образованием, относящиеся к креативному классу (по меньшей мере потенциально). Таким образом, можно не отказываться от борьбы с бедностью, которая остается серьезным вызовом социальной стабильности, но сбалансировать это направление с усилиями, связанными с целями развития общества в целом.
Россия имеет определенные преимущества перед странами близкого уровня развития в области формирования человеческого капитала. Наши национальные системы образования и культуры все еще занимают здесь лидирующие позиции. Однако ресурс неосмотрительно растрачивается: устойчивая тенденция недофинансирования таких систем (как бюджетного, так и частного) и быстрая деградация фундаментальной науки, выступающей драйвером профессионального образования, способны привести нас в недалеком будущем к утрате этих преимуществ.
Задача восстановления и закрепления сравнительных преимуществ нашей страны в области образования и культуры, полагает г-н Кузьминов, является первоочередной для стратегии развития России и с позиции обеспечения экономического роста, и с позиции устойчивости социальной политики.
Ключевая особенность новой социальной политики — опора на самодеятельность творческих профессиональных сообществ (инженеров, ученых, учителей, врачей, юристов и проч.). Они выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства в самых разных отраслях экономики. Содействие формированию профессиональных сообществ, передача им значительной части контрольно-надзорных полномочий и оценки качества, их активное участие в выработке и оценке социальной политики — важная задача правительства в наступившем десятилетии.
Необходимый вклад государства в формирование класса креативных профессионалов — конкурентоспособная оплата труда в бюджетном секторе. Надо довести до конца движение к «эффективному контракту», начавшееся в 2004—2010 гг. с государственных служащих и распространившееся в 2011 г. на школьных учителей. Задача на 2012—2016 гг. — эффективный контракт с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры.
Отставание России от развитых стран в области организации среды и систем, поддерживающих человеческий капитал (урбанистики, экологии, транспорта, информационного пространства, медицины, ЖКХ), по оценке аналитиков, принимавших участие в работе форума, значительно превышает отрыв в сфере материального производства и промышленных технологий. Например, урбанистическое планирование в России остановилось на уровне середины ХХ в., поэтому сегодня просто необходимы новые подходы к организации, планированию и изменению городской среды («города, удобные для жизни»).
В будущем межстрановая конкуренция за людей и разрабатываемые ими новые идеи и технологии станет значительно острее, чем конкуренция за финансовые и природные ресурсы. Поэтому преодоление отставания в этих областях становится особенно актуальным.
Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и уравнительностью. Оно требует дифференциации мер и конкуренции подходов. Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра. Необходимо усиливать самостоятельность региональных, особенно муниципальных, властей в области социальной политики. Оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, когда частные и некоммерческие операторы допускаются на рынок социальных услуг только с разрешения государственных органов. Экономические механизмы социальной политики следует настроить на поддержку конкуренции в интересах потребителей услуг, а не на дискриминацию добровольчества и негосударственных организаций.
Вместе с тем эксперты, участвовавшие в работе круглого стола, посвященного социальной политике, подчеркивали, что речь, безусловно, не идет об отказе от традиционных задач, направленных на поддержку самых незащищенных групп населения.
Уровень бедности в России за последнее десятилетие, по словам заведующего лабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Владимира Назарова, сократился с 30 до 13%.
Тревожным «звонком» является то, что «дети концентрируются в бедных семьях» и когда они подрастут, родители окажутся не в состоянии дать им надлежащее образование и профессию.