Объем российского книжного рынка в текущем году сократится на 7,5% в денежном выражении. Эксперты объясняют нисходящий тренд последствиями мирового финансового кризиса, увеличением себестоимости книг, отсутствием развитой системы распространения литературы и растущими темпами интернет-пиратства. Еще одна причина падения продаж, по мнению Российской книжной палаты, — читающие граждане уезжают учиться и работать за границу.
Проблемы российской книжной индустрии участники и игроки рынка обсудили на отраслевой конференции «Книжный рынок России — 2011», состоявшейся в рамках 24-й Московской международной книжной выставки-ярмарки. В ходе мероприятия эксперты отмечали общее снижение количества продаваемых бумажных книг. Так, в 1-м полугодии текущего года, по мнению большинства книготорговцев, снижение продаж составило 8—10% в натуральном выражении.
Исключение составляет детская и учебная литература, у которой традиционно стабильно высокий спрос. Согласно данным президента Ассоциации книгоиздателей России Константина Чеченева, среди тематик, особенно привлекающих читателей, — искусство, история, психология, прикладная, а также детская и художественная литература.
По подсчетам аналитиков «Книжной индустрии», среди основных ассортиментных групп в обороте книжного рынка в 1-м полугодии — образование и наука (38,6%, +3,3% по сравнению с 1-м полугодием 2010 г.), художественная литература для взрослых (19,8%, –1,4%), детская литература (19,6%, +0,7%), деловая и профессиональная литература (12,2%, –1,4%), прикладная литература (7,4%, –0,4%).
Кризис отучил россиян от чтения
Участники рынка констатировали, что отказываться от покупки книг в пользу товаров первой необходимости россияне начали во время мирового финансового кризиса. Решение экономить на литературе подкрепилось ростом себестоимости и соответственно оптовых и потребительских цен на книжную продукцию.
Как показал проведенный Роспечатью сравнительный анализ, с сентября 2010 г. по апрель 2011 г. средняя оптовая цена на книги в Москве выросла практически во всех сегментах, кроме технической литературы, а также изданий по языкознанию и тематике «дом, семья, увлечения». При этом в регионах, где средняя оптовая цена на книги оказалась выше, чем в столице, все сегменты литературы показали абсолютный прирост средней закупочной цены.
Ценовая планка, за пределами которой большинство клиентов книжных магазинов отказываются от приобретения книг, для регионального покупателя сегодня составляет 300—350 руб. независимо от сегмента. При этом средняя цена печатного издания, реализованного в розницу в первой половине 2011 г., — 146,69 руб. В то же время расхождение между средней ценой книги из сотни бестселлеров в регионах и Москве, по подсчетам «Книжной индустрии», — от 80 (профессиональная литература) до 198% (образование и наука). В сегменте прикладной литературы в этом году наблюдается пятикратное расхождение.
К слову, книжный рынок в 2011 г. продолжает характеризоваться средней эластичностью (повышение цен приводит к падению спроса), хотя ситуация отличается от сегмента к сегменту. Показатели эластичности стремятся к нулю для «развлекательных» сегментов, но остаются более высокими для профессиональной и образовательной литературы.
В регионах не хватает издательств
Другая причина кризиса на книжном рынке — отсутствие в России развитой системы книгораспространения. Большинство отечественных книг издается и продается в городах федерального значения. В частности, на долю Москвы, где расположено более половины действующих в стране издательств, приходится примерно 60% выпускаемых названий и более 80% тиражей. Доля Санкт-Петербурга — около 8% названий и 5% общенациональных тиражей.
По данным Роспечати, за последний год концентрация книгоиздания вокруг столицы усилилась: Москва «отобрала» у регионов 1% выпущенных названий и 4% тиражей. При этом доля петербургского книгоиздания и по числу названий, и по тиражу в 2010 г. осталась неизменной. В целом доля издательств, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, в общем объеме книжного выпуска в России составляет 64% по количеству названий и 90% — по тиражам выпускаемых книг и брошюр.
По словам вице-президента Российского книжного союза и генерального директора издательства «Эксмо» Олега Новикова, к факторам, препятствующим развитию рынка, относятся также прогрессирующие темпы интернет-пиратства. «Действительно, есть острейшая необходимость борьбы с пиратством. Для библиотек важно, чтобы информация была аутентичной и легальной, поэтому заключение контрактов на права и оцифровка занимают много времени. Пираты такие задачи перед собой не ставят», — согласился с представителем бизнеса полномочный представитель правительства РФ в Госдуме Андрей Логинов (цитата по ИТАР-ТАСС).
Вице-президент издательской группы «АСТ» Олег Бартенев обратил внимание на нечестные способы вывода капитала: компании объявляют себя банкротами, чтобы не платить издательствам, а потом возвращаются снова. С 2008 г. российский рынок из-за этого потерял 5 млрд руб. Генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов считает, что для решения этой проблемы необходимы национальная программа развития чтения, новостная поддержка крупнейших телеканалов и активная социальная реклама.
Самую интересную причину снижения тиражей назвали представители Российской книжной палаты (РКП) Людмила Кириллова и Константин Сухоруков. По их мнению, падение продаж книг «вполне объяснимо особенностями социально-демографической ситуации» в России. «Около миллиона россиян, причем, как можно понять, наиболее активных и стремящихся к знаниям, уезжают жить, работать или учиться за границу… К сожалению, интересы трудовых мигрантов обычно весьма далеки от чтения российских книг», — говорится в обзоре РКП.
Как показало исследование журнала «Книжная индустрия», перечисленные макроэкономические факторы и внутриотраслевые проблемы приведут к сокращению финансовых и количественных показателей книжной индустрии в текущем году. Объем книжного рынка по итогам 2011 г. не превысит 2,7 млрд долл. Спад составит примерно 7,5% в денежном и 2% в натуральном выражении. При этом по прогнозам аналитиков в 2012 г. темпы падения объемов продаж книг сократятся до 5% как в натуральном, так и в денежном выражении.
Где покупают российские книги
Как отмечается в ежегодном отраслевом обзоре Роспечати, по мнению большинства экспертов, наибольшую долю на книжном рынке в 2010 г. занимали независимые книжные магазины: за год она выросла с 39 до 42%. Эксперты издательства «Эксмо» придают этому каналу еще больший вес — до 46%, а специалисты объединенного центра «Московский дом книги» склонны снизить оценку до 20%.
Второй по значимости канал — книготорговые сети, несколько потерявший свой вес из-за закрытия большого числа сетевых магазинов в 2009 и 2010 гг., значительно укрепил свои позиции и прибавил 4% — с 20 до 24%.
Доля канала FMCG (книжные продажи в торговых центрах товаров повседневного спроса), возросшая в 2009 г. с 10 до 12%, сохранила свои позиции и в 2010 г. Между тем из-за неразвитости традиционной книжной розницы многие специалисты видят в увеличении доли продаж через гипермаркеты и магазины Cash & Carry (магазины самообслуживания, предоставляющие возможность покупателям приобретать различные товары в розницу и мелким оптом) огромный потенциал для привлечения широкого круга потребителей.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. несколько выросла (с 7 до 10%) доля канала библиотечных продаж. Рост этого сегмента сотрудники печатного ведомства объясняют сокращением продаж в других каналах книгораспространения. Почтовые продажи (продажи по каталогам и книжные клубы) в рассматриваемом периоде занимали лишь около 3% рынка.
Что касается канала интернет-продаж, в 2009 г. специалисты отрасли оценивали его в 8% и говорили о его двухпроцентном росте по отношению к 2008 г. В 2010 г. эксперты Роспечати отвели этому каналу 6% продаж, то есть фактически признали двухпроцентное снижение к уровню 2009 г. Чиновники оговорились, что наступление электронной эры будет способствовать дальнейшему увеличению доли интернет-торговли в структуре каналов книгораспространения, причем торговли не только традиционной, но и электронной книгой.
Характерной чертой кризисного периода стало возвращение издателей к практике «нецивилизованных» форм книгораспространения, характерных для 1990-х гг. В частности, получил второе рождение такой старый, но довольно успешный канал, как книгоношество.