Президент внес в Госдуму законопроект, которым предполагается включить в ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ новую норму, устанавливающую только одно основание для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. Им должны являться только материалы, полученные от налоговых органов.
В настоящий момент в ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрено, что поводами для возбуждения уголовного дела служат:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Президент выступил с инициативой предусмотреть для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (ст. 198—199.1 УК РФ) единственный повод — материалы, полученные от налоговых органов.
Пока есть поводы
Сейчас уголовные дела по налоговым преступлениям возбуждаются либо по заявлениям граждан, либо по информации, полученной в ходе проверок самими правоохранительными органами, либо по материалам, представленным налоговиками.
При этом количество дел, возбуждаемых по заявлениям граждан, минимально. Как нам пояснили в правоохранительных органах, такие заявления поступают, например, от работников организаций, если компания грешит выплатой зарплаты в конвертах. Обратиться с подобными заявлениями могут и другие работники, имеющие доступ к финансовой документации. В этом случае речь идет о завуалированных нарушениях налогового законодательства. Например, об использовании в деятельности организации фирм-однодневок или о создании видимости хозяйственных операций.
Подавляющее большинство уголовных дел возбуждается все-таки по инициативе налоговых или правоохранительных органов.
Отметим, что с этого года полномочия по принятию решений о возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям или об отказе в возбуждении переданы в Следственный комитет (СК). До этого уголовные дела по этим статьям возбуждали органы внутренних дел.
Согласно статистическим данным, опубликованным на сайте МВД России, количество возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям в 2010 г. составило около 14 500. За восемь месяцев текущего года их заведено примерно 6000. О том, сколько из них возбуждено по материалам налоговых органов, статистика умалчивает. Но, как нам рассказали в правоохранительных органах, количество дел, возбужденных по материалам, полученным от налоговиков, в текущем году по одному из административных округов г. Москвы — девять. До суда дошло только одно.
Насколько итоговая цифра за год изменится, спрогнозировать сложно. Однако если учитывать сокращение поводов для возбуждения дел, их количество скорее всего уменьшится.
Кто будет командовать уголовным парадом
Как мы уже отмечали, подведомственность по налоговым преступлениям в этом году изменена. Теперь налоговые органы передают материалы в СК, который проводит проверку и принимает решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении.
К сожалению, найти документы, регламентирующие порядок взаимодействия налоговых органов и СК, нам не удалось. В справочно-правовых системах их нет. Возможно, они появятся позже. Однако в данный момент действует совместный приказ МВД и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347, регламентирующий взаимодействие двух этих ведомств. В нем прописаны инструкции по участию сотрудников правоохранительных органов в выездных проверках налоговиков, порядок направления материалов из правоохранительных органов в налоговые и наоборот.
В инструкциях сказано, что если налогоплательщик в течение двух месяцев со дня истечения срока уплаты налога, указанного в требовании, деньги в бюджет не заплатил, то налоговики должны передать материалы в органы внутренних дел (теперь, судя по всему, в СК). Для этого у них есть десять дней. Материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Этим же приказом определен перечень документов, направляемых налоговиками в органы внутренних дел. Список обширный. В него входят не только материалы по выездным проверкам (акты и решения), но и копии отчетности и приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, копии объяснений должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки), и др.
Возбудить или отказать
Правоохранительные органы, получив материалы от налоговых органов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, вправе проводить практически весь комплекс мероприятий, предусмотренный Законом об оперативно-разыскной деятельности, в том числе опрашивать свидетелей, запрашивать документы по налогоплательщику и его контрагентам в банках и налоговых инспекциях, обследовать помещения налогоплательщика.
В рамках обследования помещений (не путать с обыском!) сотрудники могут производить выемку документов или предметов (не путать с изъятием!). Правда, только если на месте нельзя оценить информацию или, например, нет возможности снять копии с документов. Выемка отличается от изъятия тем, что в первом случае предметы и документы должны быть возвращены налогоплательщику.
Если по результатам проведенных мероприятий факт уклонения от налогов в крупном или особо крупном размере будет установлен, СК примет решение о возбуждении уголовного дела. При этом, как правило, учитывается перспективность доведения дела до суда. Ведь задача уголовного судопроизводства — чтобы преступник понес адекватное наказание.
Что касается отказов в возбуждении уголовного дела, их выносят по одному основанию — отсутствие умысла в совершении преступления.
В связи с этим напомним о принципе декриминализации уголовной ответственности по налоговым преступлениям, который с 2010 г. появился в УК РФ в виде правил, установленных в примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ. В них определено, что лицо, впервые совершившее такое преступление, освобождается от уголовной ответственности при условии полной уплаты недоимки, пеней и штрафов.
Уплатить налоги и спать спокойно можно как до возбуждения уголовного дела, так и после — когда маячит реальная перспектива помимо налоговых санкций понести еще и уголовную ответственность. Наличие судимости не самый приятный для гражданина факт, не правда ли? Так вот: после уплаты уголовное преследование полностью прекращается. Это значит, что, даже если дело заведено, его без разговоров закрывают.