Участники внешнеэкономической деятельности в своей работе имеют дело прежде всего с таможенной службой.
Но поток людей и грузов в пунктах пропуска через границу контролируют и иные органы (иммиграционные, санитарно-карантинные, ветеринарные и др.).
Теперь их деятельность регулирует Положение о порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.02.2005 № 50.
!Это Положение распространяется на деятельность следующих ведомств: ФСБ, МВД, Минздрав, Министерство сельского хозяйства и Министерство транспорта РФ.
Координировать работу контролеров из этих ведомств должны таможенники (ст. 66, п. 3 ст. 77 Таможенного кодекса РФ).
Из Положения видно, что все выше перечисленные контролеры имеют весьма широкие полномочия.
Так, например, им предоставлено право проверять документы на ввозимые и вывозимые грузы. В ходе проверки они вправе потребовать от лиц и организаций, выдавших эти документы, предоставления дополнительных сведений в письменной форме. Контролеры будут устанавливать и сроки для представления таких сведений (п. 8).
Работники контрольных органов могут проводить устный опрос, а при необходимости требовать и письменные объяснения от владельцев груза в рамках проводимых ими контрольных мероприятий (п. 9, 10).
Чтобы не допустить посторонних лиц к транспорту и грузам, пресечь хищения и т. п., контролеры установят наблюдение за территорией пунктов пропуска через границу, за людьми, транспортом, грузами, товарами и животными, пересекающими границу, за совершением грузовых и иных операций (п. 11).
А если непрерывное наблюдение за движением транспортного средства от границы до пункта пропуска обеспечить невозможно, контролеры будут сопровождать транспортное средство. В этих же целях могут применяться «технические, электронные и специальные средства» (п. 12). Причем в Положении не уточняется, устанавливаются «специальные средства» с согласия владельца груза или без оного. Вероятно, министерства, которым подчиняются контрольные органы, будут определять это в собственных инструкциях.
Кроме того, контролеры могут проводить осмотр транспорта, грузов и товаров (без вскрытия транспортного средства и без нарушения упаковки груза), а также их досмотр (со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки).
Хотя Положением установлено, что досмотр может проводиться в присутствии владельца груза, оно, к сожалению, не предусматривает, что контрольные органы обязаны допустить владельца к участию в осмотре (п. 14). А поскольку в ходе досмотра могут изыматься образцы груза для исследования, вероятно, это также может произойти в отсутствии его владельца.
Если же, например, бдительный сотрудник санэпиднадзора заподозрит, что физическое лицо нарушило законодательство о Государственной границе или скрывает при себе предметы, запрещенные к ввозу (вывозу), это лицо может быть подвергнуто личному досмотру.
Принятое Положение окончательно не урегулировало деятельность контрольных органов. Теперь дело за федеральными ведомствами, которым они подчинены. Каждое из них должно утвердить порядок применения своими контролерами специальной техники, формы объяснений, актов досмотра и т. п. Так что участникам внешнеэкономической деятельности кроме таможенного законодательства предстоит изучать еще и ведомственные акты. В прочем, так оно и было всегда.