Для стимулирования продаж и увеличения оборота торговые предприятия вводят гибкую систему цен и скидок, что требует достаточно трудоемких расчетов по формированию отпускных цен. Новая (10.2) редакция конфигурации «Управление торговлей» на технологической платформе «1С:Предприятие 8.0» предоставляет пользователям гибкие механизмы и сервисные функции по ценообразованию. Кроме того, множество новых полезных функций позволяет управлять продажами и закупками, взаимоотношениями с клиентами, денежными средствами, планировать торговые операции и ценообразование.
Автоматизация формирования цен
Конфигурация «Управление торговлей» позволяет вести неограниченное число типов цен (розничная, оптовая, доставка, по предоплате, при оплате наличными ит. д.). В новой редакции конфигурации реализован механизм учета цен с детализацией до уровня характеристик товаров. Например, пользователь, исходя из анализа популярности у покупателей различных цветовых гамм одного и того же товара, может назначить на него различные цены в зависимости от цвета. При формировании документов новая редакция конфигурации допускает применение нескольких видов отпускных цен в одном документе.
Цены могут задаваться вручную или формироваться автоматически. Расчет осуществляется по цене базового типа и заданной для нее торговой наценке. Базовые цены также могут формироваться автоматически по данным приходных документов. Порядок пересчета расчетных цен при изменении базовых может регулироваться пользователем. Формирование новых цен производится при оформлении документа «Установка цен для номенклатуры», после проведения которого новые цены автоматически подставляются в документы товародвижения.
Для дополнительного контроля корректности установленных цен с точки зрения покрытия ими затрат на приобретение и реализацию товара может использоваться их привязка к его плановой себестоимости. Плановая себестоимость может задаваться через определенные интервалы времени и отображаться при оформлении документов отгрузки для справки, чтобы можно было проконтролировать цену продажи.
В новой редакции конфигурации реализованы специальные механизмы поддержки учета товародвижения внеавтоматизированных торговых точках (НТТ) (ларьках, киосках, передвижных пунктах продаж и т. д.). Как правило, детальный учет остатков товаров в разрезе розничных цен ведется только в самих торговых точках такого рода. Однако в центральном офисе нужно иметь оперативные данные по их текущей задолженности, сопоставляя стоимость переданного им товара в продажных ценах с суммами поступившей выручки.
Для этого используют документы «Поступление товаров в неавтоматизированную торговую точку» и «Возврат товаров поставщику из неавтоматизированной торговой точки». При поступлении товаров в НТТ можно рассчитать розничные цены в соответствии с ценами поступления и торговой наценкой. Благодаря этому можно получить отчеты по сумме переданных в НТТ товаров в ценах продаж. Сопоставив их с суммами поступивших из НТТ денежных средств, можно определить текущую задолженность НТТ. С помощью документа «Переоценка товаров в НТТ» остатки товаров торговых точек могут быть переоценены, а на основании отчета «Ведомость по товарам в НТТ» можно получить опись переданных в них товаров.
Управление системой скидок
Конфигурация «Управление торговлей» предоставляет развитые механизмы ведения системы скидок торговой компании. Конкретные виды скидок могут устанавливаться на определенные позиции номенклатуры, для операций разных типов (купля-продажа, сдача на комиссию, розничная продажа и т. д.), группам контрагентов и т. д. Скидки могут формироваться вручную или рассчитываться автоматически.
Возможности управления скидками в новой редакции конфигурации были существенно расширены. Скидки могут назначаться в зависимости от суммы документа (общая стоимость по документу превышает заданную сумму), по количеству (количество закупаемых товаров одного вида превышает заданную величину), в зависимости от вида оплаты (наличная, безналичная, кредитной картой заданного типа и т. д.). Скидки могут быть установлены на определенный период, конкретные дни недели (например, в будние дни— дешевле) и даже конкретное время суток (например, ночью — дороже или, наоборот, дешевле).
Все типы скидок фиксируются в специальном справочнике, а размеры (величины) скидок устанавливаются соответствующими документами «Установка скидок номенклатуры». Для выбранных видов товаров можно установить произвольную комбинацию доступных типов скидок на заданный период (дни недели, время ит. д.). При этом конкретные скидки могут быть только для части подразделений (складов, магазинов). В дальнейшем при оформлении документов продажи товаров система в зависимости от выполнения условий предоставления скидок производит необходимые расчеты и формирует все действующие на текущий момент скидки.
Отмена скидок оформляется также отдельным документом «Отмена скидок номенклатуры». В нем перечисляются документы по установке скидок номенклатуры, которые подлежат отмене. Такой механизм позволяет документально подтвердить правомерность ввода в действие и отмену скидок.
Особый интерес представляет механизм формирования скидок по дисконтным картам. Для этого в новой редакции конфигурации предусмотрена работа с ридером магнитных карт. Поддерживается работа с двумя видами карт: дисконтной картой покупателя и регистрационной картой сотрудника. Информация, считываемая с дисконтной карты, используется для расчета скидок покупателя, а по регистрационной карте сотрудника программа определяет правапользователя на рабочее место кассира.
Таким образом, в новой редакции конфигурации «Управление торговлей» системы программ «1С:Предприятие 8.0» инструменты автоматизации управления ценами и скидками получили существенное развитие.