Государство и бизнес предприняли очередную попытку разобраться в причинах, тормозящих развитие рыбохозяйственного комплекса.
В Москве впервые в форме свободной дискуссии прошла конференция всех заинтересованных в процветании рыбного хозяйства сторон: чиновников, законодателей, а также руководителей различных предприятий отрасли, на которых и «проверяется» эффективность принимаемых в центре решений.
Основная цель рабочей встречи, организованной Министерством сельского хозяйства РФ и Фондом поддержки деловых инициатив в бизнесе, — «рождение» (в результате открытого «спора» власти и предпринимателей) тех «истин», которые так необходимы при разработке и реализации национальной рыбохозяйственной политики. Последняя, по мнению участников мероприятия, осуществляется без какого-либо согласования с представителями бизнеса, без анализа последствий принимаемых решений.
В результате катастрофическое сокращение флота (с 26 до 3 тысяч — за время реформ), его технологическая «древность» (производительность оборудования на траулерах западных стран в среднем в 8 раз выше), постоянное падение добычи водных биоресурсов (только за 2004 год — на 12%).
Самый болезненный вопрос — существующая система распределения долей в общем объеме квот вылова, нередко просто вынуждающая рыбаков заниматься браконьерством (причем в промышленных масштабах) под «присмотром» контролеров всех видов — пограничников, таможенников, санитаров и прочих.
Более того, в отрасль «встроен» фискально-экономический механизм, всячески стимулирующий российский флот выгружать улов (а также осуществлять «починку» и модернизацию) в зарубежных, а не в родных портах. Как следствие— массовое банкротство отечественных перерабатывающих и судоремонтных предприятий.
Спасти рыбохозяйственный комплекс от полного развала, по мнению участников конференции, возможно, только осуществив полную ревизию существующих норм. Сейчас для этого самое подходящее время. Так, подписанный Президентом в конце прошлого года ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» требует разработки множества подзаконных актов — как на федеральном уровне, так и в формате нормативной базы субъектов РФ.
Следующий шаг, на который необходимо пойти государству (в рамках административной реформы), — передача основных полномочий по управлению рыбохозяйственным комплексом саморегулируемым организациям, которые будут делать эту работу бесплатно, открыто, в интересах бизнеса и всего общества.
80% морепродукции поставляется российскими рыбаками за границу вне рамок таможенного контроля.
800 млн дол. — ежегодные потери РФ от браконьерства и бесконтрольного вывоза продукции.
2 года — максимальный срок за незаконную добычу водных биоресурсов (ст. 256 УК РФ).