Желание Президента сделать важнейший продукт питания доступнее для россиян обернулось кризисом в хлебопекарной отрасли.
Вопрос цен на хлеб обрел политическую окраску в январе прошлого года, когда Президент поручил председателю правительства и министру сельского хозяйства принять меры по предотвращению их неконтролируемого роста. Указание стало следствием многочисленных жалоб населения на значительное увеличение стоимости «продукта первой необходимости» и требований установить строгий надзор за «процессом».
Продовольственный «бунт» вполне объясним. За 2003 год, по данным Росстата, цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 30,4% (за 2002-й — только на 4,9%), в некоторых же регионах даже удвоились. Согласно опросу ВЦИОМ данная проблема затронула материальное положение подавляющего большинства россиян (82% респондентов). Из них 44%— существенно. Вполне понятно и желание народа заморозить ценники. Значительное количество опрошенных (83%) считают, что государство должно устанавливать твердые «тарифы» на самые необходимые товары, кем бы они ни производились.
Сегодня можно смело говорить о том, что поставленная главой государства задача (чтобы темпы роста цен на хлеб не были выше уровня инфляции) не выполнена. По итогам 2004 года разница между этими двумя показателями составила 5 процентных пунктов (!). Несмотря на то что был ограничен экспорт на продовольственное зерно (в Европе оно дороже в среднем на 20—30%), сметены региональные барьеры на пути сельхозпродукции, начаты целенаправленные товарные интервенции (с четким прослеживанием цепочки: биржа — мукомольные предприятия — хлебозаводы).
Искать причину надо не в эффективности действий Минсельхоза, а в том, что удельный вес реализационной цены зерна в потребительской цене хлеба колеблется на уровне 20%. Неудивительно, что было принято решение попытаться повлиять и на стоимость уже готового «насущного». Крайними же стали не торговые предприятия («накручивающие» на хлебопродукцию до 40%), а производители.
Прописать механизм «хлебоподдержки» малообеспеченных слоев населения планировалось в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства в РФ». Если конкретнее — разработать порядок заключения договоров между администрацией субъекта Федерации и «подшефными» комбинатами об установлении фиксированных цен на определенные виды хлеба (например, на один вид черного и один белого) на весь год. В результате не появилось даже законопроекта. А стартовавшее «общение» властей с хлебозаводами обернулось обыкновенным административным произволом.
Руководителей предприятий собирают в «больших» кабинетах и со стуком кулаков по столу приказывают держать цены в таких-то пределах, а если отпустить, то именно «вот на столько». Функционируют различные комиссии, требующие от директоров подробного обоснования каждого желания получить «лишнюю» копейку (чего и в страшном сне не приснится топ-менеджерам других пищевых отраслей). В случае «непослушания» —любые карательные меры, вплоть до «организации» процедуры банкротства.
Часто даже в каких-либо угрозах просто нет необходимости — в среднем 50% хлебозаводов до сих пор находится в региональной либо муниципальной собственности. Никаких же льгот или бюджетных субсидий, как правило, не предоставляется (либо они ничтожны). Вместе с тем, как известно, постоянно растут цены на сырье, коммунальные платежи и т. п., что, в свою очередь, отражается на себестоимости продукции.
В итоге предприятия работают с минимальной рентабельностью, а подчас и вообще «в минус». Отсутствие прибыли существенно сдерживает обновление активной части основных фондов (их износ зачастую выше 80%).
Более того, последнее время (особенно в крупных городах) прослеживается четкая тенденция скупки убыточного хлебопекарного бизнеса с последующим изменением профиля деятельности предприятий. Так, по данным Российского союза пекарей, отрасль просто захлестнул неуправляемый передел собственности.
Цены на хлеб — своеобразный индикатор проходящих в стране реформ. Социальная значимость данного продукта безгранична. Но не бесконечны внутренние ресурсы отрасли.
Для нормализации ситуации в хлебопекарной промышленности, по мнению производителей, от государства требуются не только гарантии стабильности рынка зерна и муки. Должны быть созданы все условия для коренного обновления материальных активов. Необходимы дешевые кредиты и (или) налоговые льготы. Но может быть не нужно ни того, ни другого?
Не лучше ли в данном случае провести своего рода «монетизацию» — отменить для всего населения страны «льготный проезд» в булочную и компенсировать его «стоимость» малоимущим? И дать производителям хлеба спокойно работать и нормально развиваться?
А влиять на рост цен можно не только с помощью командно-административных методов. Главным фактором их сдерживания может (и должна) быть конкуренция.
Вместе с тем, несмотря на то что многие бюджетные учреждения (тюрьмы, воинские части и др.), крупные магазины, предприятия общепита уже освоили «выпечку», доля малого бизнеса в общем объеме производимого в стране хлеба еще невелика.
Развиваться предпринимательству в данной области, по мнению участников рынка, мешает прежде всего земельно-имущественная проблема («разрулить» которую возможно лишь при помощи региональных и местных властей). Среди частных пекарен лишь немногие являются собственниками производственных помещений. Подавляющее большинство арендует их у промышленных предприятий, научных институтов и т. п. При этом договоры носят, как правило, краткосрочный характер. Хлебопекарному же бизнесу нужна стабильность, а не перетаскивание оборудования с места на место.
Причины роста цен на хлеб, в % к числу опрошенных россиян
Отсутствие господдержки производителей зерна 41
Взвинчивание цен на хлеб перекупщиками 37
Рост цен на горючее, сельхозтехнику 34
Плохой урожай зерновых 12
Рост экспорта зерна за рубеж 12
Источник: ВЦИОМ, 2004 г.