Президент РФ подписал Федеральный закон № 224-ФЗ, вносящий изменения в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности в ст. 51 «Разрешение на строительство».
Изменения затронули те пункты ст. 51 ГрК РФ, которые касаются выдачи разрешения на строительство и полномочий соответствующих органов на это.
Как и прежде, разрешение будут выдавать органы местного самоуправления по месту нахождения участка. Однако исключений из этого правила стало больше.
Согласно старой редакции ст. 51 ГрК РФ право выдавать разрешения на строительство на земельных участках, на которые не распространялось действие градостроительного регламента или для которых такой регламент не устанавливался, имели федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Эти органы выдавали также разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускалось изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Теперь полномочия различных органов власти прописаны в ГрК РФ более подробно.
В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство будет выдаваться и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление особыми экономическими зонами, и федеральным органом управления государственным фондом недр, и уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок (кстати, за ней такое право было закреплено и в прежней редакции п. 6 ст. 51 ГрК РФ), и различными уполномоченными федеральными органами власти в отношении, например, гидротехнических сооружений, аэропортов или объектов авиационной инфраструктуры и т.п.
Кроме того, разрешение на строительство будет выдаваться:
— уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта — на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, и в случае реконструкции объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ;
— органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если строительство объекта планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
— органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
Отметим, что если ранее никаких, кроме установленных ГрК РФ, исключений из правил выдачи разрешений на строительство органами местного самоуправления не предусматривалось, то теперь законодатель закрепил возможность пересмотра их полномочий федеральными законами.
Еще одна важная новелла этого закона — установление порядка пересмотра или прекращения действия разрешения на строительство в случае перехода права на земельный участок или объекты капитального строительства.
В соответствии с внесенными в ст. 51 ГрК РФ новыми п. 21.1—21.16 на основании решений уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов власти действие разрешения может быть прекращено в случае:
— принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
— отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
— расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
— прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В названных пунктах подробно описана процедура принятия такого решения, а также процедура внесения изменений в разрешение на строительство.
Обратите внимание: лица (и физические, и юридические), которые приобрели право на земельные участки или у которых возникло право на образованный земельный участок при объединении нескольких участков или делении земельного участка, должны письменно уведомить органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, о возникшем у них праве и предоставить этим органам копии соответствующих правоустанавливающих документов.
Однако срок для исполнения данной обязанности для них не предусмотрен.