Что такое пост? Если говорить о внешней стороне, то пост — это воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. Пост связан также и с воздержанием в брачных отношениях.
Но мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на духовном пути. Отказ от той или иной пищи не должен быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек может не соблюдать телесный пост, например болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Нельзя налагать узы поста и на маленьких детей. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это должно осуществляться постепенно и не в ущерб их здоровью.
Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Иногда спрашивают: «Что делать, если в постный день приглашают на день рождения, празднование какого- либо события? Можно ли есть то, что предложат хозяева?» Думаю, вопрос должен ставиться иначе: идти или не ходить? Если мы приняли решение пойти, то сидеть среди радующихся людей с постным лицом, отказываться от предлагаемой пищи будет неправильно.
Господь Иисус Христос говорил: «Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» (Мф. 6:16—18).
Нередко в христианской среде можно наблюдать такую картину. Люди живут весело, дружно, но наступает пост — и они раздражаются, ссорятся друг с другом. Если такое происходит, постящийся должен понимать: его пост — неугодный Богу пост, о котором говорит пророк Исаия. Мы должны поститься не для «распрей и ссор», но для того, чтобы примириться с Богом и друг с другом.
Пост — это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Это гораздо важнее и труднее, чем просто воздерживаться от пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание, то в том, что мы не работаем над своей душой, нам нет извинения.
В Великий пост каждый может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе зарок никого вслух не осуждать. Что уже будет великим де- лом. Можно также дать себе зарок в течение поста ни с кем не ссориться, никого не обижать. Да, удержаться бывает трудно, но если мы сможем хотя бы в дни поста уберечься от раздражения — это будет драгоценнее и для Бога, и для каждого из нас, чем воздержание от той или иной пищи.
Для людей семейных пост предполагает еще и воздержание от брачного общения. Из этого правила, впрочем, могут быть исключения. Ибо нельзя допустить, чтобы пост разрушил семью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам». Почему? «Потому, что она низвергает его в бездну распутства». В каких-то случаях человеку приходится жертвовать собственным благочестием, чтобы сохранить целость семьи.
Церковь призывает нас отнестись к посту творчески: «Возрастим данные нашей душе дарования». Пост — это время, когда мы высвобождаем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отношению к Богу, к Церкви и к людям. Не случайно он по времени выпадает на весну. Бывают времена, когда душа наша возрождается, расцветает, но потом снова охладевает, мы становимся равнодушнее, погрязаем в наших земных делах: наступает осень, затем зима души. Но всякий раз Великий пост приходит как новая духовная весна, давая нам возможность духовно обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды покаяния.