С начала года повышение тарифов на услуги ЖКХ в среднем по стране составило 26,7%. В Татарстане оплата выросла на 60%, а жители Омской области стали платить за коммунальные услуги почти в два раза больше. В общем, плата увеличивается, а состояние ЖКХ как было плачевным, так и остается. В чем же суть проводимой реформы?
Государство «кинуло»
Еще со времен СССР ЖКХ считалось «черной дырой» экономики. Ежегодно выделялись сотни миллиардов рублей бюджетных субсидий, не доходивших до предприятий ЖКХ, но население это не волновало — платили-то копейки.
С 1997 г. размер дотаций заметно уменьшился. Соответственно люди стали платить больше. Так, к 2001 г. население оплачивало уже 60% стоимости ЖКУ, в 2004-м — 90, а в 2005-м — все 100%.
Но проблема соотношения цены и качества так и осталась нерешенной. Мы по-прежнему платим деньги единственному ДЕЗу, к которому прикреплен дом, не имея альтернативы. Платим столько, сколько указано в квитанции, и не знаем, почему горячая вода стоит 170 руб., а не 120. Тем более что у многих ее не бывает по полгода.
Сегодня тарифы на ЖКУ устанавливают органы местного самоуправления (Постановление Правительства РФ от 17.02.2004 № 89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»). За два месяца все почувствовали размах их деятельности. Но главным принципом формирования тарифов является экономическая обоснованность расходов предприятий ЖКХ. А здесь наблюдается явный перекос.
Например, на недавнем селекторном совещании министра регионального развития В. Яковлева с губернаторами возник вопрос обоснованности закупки угля у производителей, находящихся на другом конце страны, при наличии его под боком. Он был адресован губернатору Корякского АО, где накопилась огромная кредиторская задолженность ЖКХ, а уголь везут через всю страну, при том что рядом в Палане свое месторождение бурого угля. Видимо, местным властям проще поднять тарифы, чем разобраться с экономикой затрат.
По мнению председателя правления РАО «ЕЭС России» А. Чубайса, высказанному им «Российской газете», в росте тарифов виноваты и посредники между производителями электроэнергии и населением. «Теплом, которое занимает большую часть платежа — до 60—70%, ведают перепродавцы, которые к РАО «ЕЭС России» не имеют никакого отношения. Я отвечаю за результаты своего бизнеса. А они таковы: реальные тарифы снижены (имеется в виду отраслевой рост цен 11%, что ниже официального курса инфляции 11,7%)».
Цены неизменно растут, а зарплата, особенно бюджетная, за ними не успевает. Что же делать тем, у кого доход не вписывается в проводимые реформы?
Жилищные субсидии
Федеральные стандарты, установленные до 2010 г., закрепили, что расходы на оплату услуг ЖКХ не должны превышать 22% семейного дохода по социальной норме жилья.
Если сумма оплаты больше, разницу компенсирует государство, аккумулируя жилищные субсидии на персональных счетах граждан. Также компенсация предоставляется всем, у кого среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума. В 2004 г. субсидии получали 13% семей. С этого года число нуждающихся в поддержке государства будет неизбежно расти. Только в январе число обратившихся за субсидиями выросло с 19 до 21 млн человек. Для 44 млн человек уже действуют льготные 50%- ные тарифы.
Мы уже фактически окупаем все затраты, а чистых подъездов, красивых ухоженных дворов, тепла во многих квартирах как не было, так и нет.
Где выход?
По мнению руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ В. Аверченко, проведение реформы ЖКХ должно происходить с привлечением частного капитала. На сегодня в ЖКХ работает только 5% частных фирм, тогда как в Европе их доля составляет 65%.
В России уже есть положительные примеры работы частных компаний. Так, в Тюменской области добились снижения темпов рос- та тарифов. А ведь еще несколько лет назад область находилась на грани техногенной катастрофы: износ основных фондов рос, ветшали инженерные сети, разрушалось оборудование. «В настоящее время мы не только остановили этот процесс, но и благодаря инвестициям, которые превышают 3,7 млрд рублей в год, в том числе 1 млрд рублей — внебюджетные средства, значительно улучшили ситуацию», — отмечает губернатор С. Собянин.
Тюменская область одной из первых в России предложила передать инвестору на техническое обслуживание сети и оборудование. С 2001-го по 2004 г. ликвидировано более 100 посредников, получавших плату за ЖКУ с населения и не перечислявших ее производителю. В 2002 г. все муниципальные электро- и тепловые сети (фактический износ — 40—100%) были переданы на техническое обслуживание и эксплуатацию компании «Тюменьэнерго». Становится традиционной практика конкурсного отбора подрядных организаций по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилфонда, обслуживанию лифтового хозяйства и вывозу мусора. Это и позволило снизить стоимость жилищных услуг. В области надеются, что система ЖКХ из «планово- убыточной» превратится в «планово-прибыльную».
Итак, основная задача реформы ЖКХ — это создание полноценной конкурентной среды и рыночных механизмов в этой сфере управления для снижения издержек и повышения качества обслуживания населения. Лучшей цели и при- думать невозможно. Но реализация реформы отдана на откуп региональным и местным властям. А отсутствие контроля со стороны центра, как показал пример с Корякским АО, не всегда приводит к положительным результатам. Тарифы-то поднять всегда проще.