Новости («Малая бухгалтерия», № 05, 2011 г.)

| статьи | печать

Узаконен новый способ приватизации

11 июля 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“», которым утвержден новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Все основные поправки в закон о приватизации связаны с этим.

Основные изменения, внесенные в закон, связаны с появлением в ст. 13 «Способы приватизации государственного и муниципального имущества» нового способа приватизации — преобразование унитарного предприятия в ООО.

Поправки коснулись тех статей закона, которые регулировали особенности преобразования унитарных предприятий в ОАО. В них внесены дополнения в виде формулировок «и общества с ограниченной ответственностью», «долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью».

Вместе с тем есть изменения и в другие статьи. Например, в статью, определяющую сферу действия закона. Теперь согласно новой редакции п. 2 ст. 3 Закона № 201-ФЗ отчуждение государственного и муниципального имущества, на которое действие этого закона не распространяется, будет определяться не федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, в частности постановлениями или распоряжениями правительства или любыми другими нормативными актами.

Кроме того, исходя из новой редакции ст. 11 при определении состава подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия в установленном порядке будут рассматриваться заявленные требования кредиторов. Но при этом их согласия на перевод требований на правопреемника унитарного предприятия не потребуется.

Изменения произошли и в перечне документов, представляемых претендентами на покупку государственного и муниципального имущества.

В частности, из списка изъяли решение (в письменной форме) соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо согласно учредительным документам). Зато появился документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени этого лица.

Прежняя редакция ст. 16 требовала представления нотариально заверенных копий учредительных документов. Теперь в ней говорится о заверенных копиях таких документов.


Пиво приравняли к водке

Дмитрий Медведев 8 июля 2011 г. подписал Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона „Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“».

Закон направлен на достижение целей, определенных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.

Определяются места, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также устанавливается перечень общественных мест, где не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции.

Кроме того, предусматривается ограничение с 23 часов до 8 часов по местному времени розничной продажи алкогольной продукции. Субъектам РФ предоставляется право на введение дополнительных ограничений времени и мест продажи алкогольной продукции, включая полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Федеральным законом предусматриваются основания для аннулирования лицензии по решению уполномоченного Правительством РФ органа исполнительной власти.

Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, отнесены к алкогольной продукции, отдельные положения Федерального закона, касающиеся оборота алкогольной продукции, распространяются на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.


Земельные участки — многодетным семьям

Федеральным законом от 14.06.2011 № 138-ФЗ (вступил в силу 17 июня 2011 г.) внесены изменения в ст. 16 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс РФ.

Согласно изменениям, внесенным в Земельный кодекс РФ, граждане, имеющие трех и более детей, могут получить бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, установленных законами субъектов РФ.

Кроме того, новая редакция ст. 19 Земельного кодекса РФ разрешает безвозмездно передавать земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, в муниципальную собственность и собственность субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга для предоставления гражданам бесплатно. Также для этих целей земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность другого муниципалитета.

Федеральный закон устраняет противоречия между нормами ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения единообразного применения наименований органов, уполномоченных вести кадастровый учет и государственный кадастр недвижимости.


Начала действовать льготная ставка по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность

Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-ФЗ дополнил ст. 284 НК РФ новым пунктом, согласно которому образовательные и медицинские организации с 1 января 2011 г. могли применять при расчете налога на прибыль налоговую ставку 0%. Но на деле компании не воспользовались таким налоговым послаблением. Дело в том, что льготная ставка применяется с учетом требований ст. 284.1 НК РФ. В ней сказано, что образовательной и медицинской признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности (далее — Перечень), утвержденный Правительством РФ. Для применения нулевой ставки названным компаниям нужно подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление не позднее чем за месяц до наступления очередного налогового периода. Однако Перечня до сих пор нет. И даже если бы Правительство РФ утвердило его до конца года, компании все равно не воспользовались бы льготой в 2011 г.

Законодатели решили исправить ситуацию и внесли в упомянутый закон изменения. Для применения в этом году нулевой ставки образовательные и медицинские организации должны подать в налоговую инспекцию заявление после того, как будет утвержден Перечень. Сделать это надо в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня, но не позднее 31 декабря 2011 г. Изменения внесены Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ.


Переходные моменты кадастрового учета недвижимости поправили

Президент РФ 4 июня подписал Федеральный закон № 129-ФЗ «О внесении изменений в ст. 7 и 8 Федерального закона „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и Федеральный закон „О государственном кадастровом учете“».

Изменения в Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ расширяют перечень лиц, которым предоставляются сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки со сведениями о переходе прав на объекты недвижимости.

В частности, такие сведения теперь могут предоставляться руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.

Ранее в п. 3 ст. 7 этого закона из представителей власти были перечислены руководители органов местного самоуправления, руководители органов власти субъектов Российской Федерации, налоговые органы в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией, федеральный антимонопольный орган власти и его территориальные органы.

Что касается Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, значительная часть поправок связана с проведением государственного кадастрового учета объектов недвижимости в переходный период — до 1 января 2013 г.


Страховые взносы на выплаты волонтерам 

Выплаты, произведенные волонтерам на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются услуги по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в городе Казани, не относятся к объекту обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды.

Федеральным законом от 03.06.2011 № 117-ФЗ ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ дополнена новым положением. Так, от обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются выплаты волонтерам, связанные с возмещением им:

  • расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и иных аналогичных документов;
  • стоимости проезда, питания, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения;
  • стоимости сувенирных изделий, содержащих символику XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи;
  • суммы страховых премий по договорам страхования в пользу волонтеров, в том числе по видам страхования, установленным соглашением, заключенным Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи.

Кроме того, из-под обложения выведены аналогичные выплаты волонтерам, участвующим в организации и проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в городе Казани.

Изменения вступили в силу с 6 июня 2011 г.


Штрафы за пожарную безопасность пересмотрели

В конце прошлого года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий увеличение административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. 17 июня вступил в силу Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности», подписанный президентом 3 июня.

Пересмотрены составы правонарушений и размеры санкций, установленные ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ.

Теперь нарушение требований пожарной безопасности, за некоторыми исключениями, обойдется юридическому лицу не в 10 000—20 000 руб., а в 150 000—200 000 руб. При этом законодатель решил отказаться от санкции в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, правда не для всех составов правонарушений.

Появились штрафы за нарушение требований к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Сумма штрафа за них определена для юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 руб.

В данной статье предусмотрена санкция в размере от 150 000 до 200 000 руб. за нарушение требований к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, строений и сооружений.

Такие санкции, по мнению правительства, позволят простимулировать выполнение требований пожарной безопасности капитального характера. Раньше нарушители предпочитали уплатить штраф 10 000—20 000 руб., а не тратиться, например, на дорогую систему пожаротушения.

В целом штрафы за нарушения, перечисленные в ст. 20.4 КоАП РФ, для юридических лиц увеличились в 10—25 раз.

 

Утверждены новые бланк больничного листа и Порядок выдачи листков нетрудоспособности 

С 1 июля используется новая форма бланка листка нетрудоспособности, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н. И внешне, и по составу показателей, и по порядку заполнения новая форма значительно отличается от прежней.

Степень защиты нового листка нетрудоспособности по сравнению с прежним значительно повышена. В частности, изменен рисунок водяных знаков, на котором теперь изображен логотип ФСС России.

Новый больничный больше по размеру и вместо прежнего зеленоватого цвета имеет светло-желтые поля на голубом фоне. Основное новшество: новый бланк машиночитаемый. Все записи выполняются в специально отведенных ячейках. Некоторые сведения должны быть закодированы. Перечень кодов приведен на оборотной стороне больничного.

Работодатель должен указывать, по какому месту работы сотрудник представил больничный лист (по основному или по совместительству). Кроме того, необходимо проставлять ИНН работника (при наличии), регистрационный номер организации в соцстрахе, а также страховой номер индивидуального лицевого счета физического лица в системе обязательного пенсионного страхования.

В отличие от прежней формы в новом бланке бухгалтеры будут указывать начисленную сумму пособия, а не сумму к выдаче на руки работнику. Тем самым решен вопрос, какую сумму проставлять в больничном — с НДФЛ или без налога. Теперь четко определено, что размер пособия должен быть показан с учетом налога.

Напомним, что ранее специалисты ФСС России требовали указывать в больничном сумму пособия к выдаче на руки без учета НДФЛ.

Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден приказом Минздравсоцразвития России 29.06.2011 № 624н, который вступил в силу с 22 июля 2011 г.

Приказы Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 № 172 «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности», от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» признаны утратившими силу.


Утвержден новый порядок отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки

Порядок утвержден приказом Минпромторга России от 21.06.2011 № 816 (зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2011 № 21220, вступает в силу с 24 июля 2011 г.).

Новый порядок принципиально отличается от старого (утвержденного приказом Минпромторга России от 02.02.2009 № 31).

Во-первых, отнесение промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки должно осуществляться с учетом приоритетных направлений модернизации экономики.

Во-вторых, согласно старому порядку такой продукцией считалась продукция, прошедшая несколько стадий технологических процессов обработки, переработки исходных материалов, сырья и полуфабрикатов. В новом обозначено, что этих стадий должно быть не менее четырех.

Кроме того, в прежнем порядке Минпромторг России рекомендовал относить к продукции с высокой степенью переработки продукцию, соответствующую конкретным товарным кодам ТН ВЭД. В новом перечислены только разделы и группы Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Перечень продукции с указанием конкретных кодов будет утверждаться Минпромторгом России дополнительно.

Новый порядок будет действовать до 31 декабря 2011 г.


Об изменении в Едином квалификационном справочнике 

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» (зарегистрирован в Минюсте России 01.07.2011 № 21240, вступит в силу по истечении десяти дней после даты официального опубликования) раздел III «Должности педагогических работников» справочника дополнен новой квалификационной характеристикой должности «педагог-библиотекарь».


Утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств

Приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125 (зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2011 № 20903, вступил в силу с 19 июня 2011 г.) утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

Способы контроля зависят от того, кто его осуществляет — Рос­транснадзор или ГИБДД и в отношении кого — перевозчиков, участвующих в международной автоперевозке, или российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории РФ, или всех групп перевозчиков.

Обращаем внимание: кроме перечисленных ведомств ранее контроль осуществляли органы управления дорогами (п. 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России от 27.05.96). В Порядке о них ничего не говорится.

В то же время в документе сказано о весовом и габаритном контроле на частных автодорогах общего пользования, который могут проводить органы исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий и организации, уполномоченные собственником частной дороги.

В Порядке определены следующие способы контроля в зависимости от уровня компетенции: остановка транспортных средств и проверка у водителя документов, взвешивание, сравнение весовых и габаритных параметров с установленными на территории РФ, проверка особых условий движения и т.д.


Минздравсоцразвития утвердило новые отраслевые нормы выдачи спецодежды

Приказом Минздравсоцразвития России от 25.04.2011 № 340н (зарегистрирован в Минюсте России 24.05.2011 № 20834, вступил в силу с 1 июля 2011 г.) утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями.

Документы существенно отличаются от Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников организаций электроэнергетической промышленности, утвержденных постановлением Минтруда России от 16.12.97 № 63. Ряд профессий исключен из перечня, многие профессии, наоборот, добавлены.

В общем, с уверенностью можно сказать, что работодателям придется серьезно раскошелиться. Списки выдаваемой спецодежды значительно расширены.

Например, раньше моторист водосбора гидроэлектростанции получал комплект одежды из трех позиций. По новым нормам это девять позиций, не считая комплекта для работы на наружных работах зимой.


Как установить возраст покупателя алкогольной продукции

Приказом Минпромторга России от 15.04.2011 № 524 (зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2011 № 20920, вступил в силу с 21 июня 2011 г.) утвержден перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия.

В перечень вошли такие документы, как паспорт, загранпаспорт, временное удостоверение личности, паспорт моряка, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство, разрешение на временное проживание в РФ, удостоверение беженца, удостоверение личности военнослужащего, свидетельство о предоставлении временного убежища.


Внесены изменения в приказ ФНС России, которым утверждена форма договора об инвестиционном налоговом кредите

Приказом ФНС России от 01.04.2011 № ММВ-7-8/247 (зарегистрирован в Минюсте России 26 мая 2011 г. № 20886) внесены изменения в приказ ФНС России от 19.11.2005 № САЭ‑3-19/622 «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите». Согласно внесенным поправкам после их вступления в силу (19 июня 2011 г.) форма договора инвестиционного кредита, утвержденная приказом ФНС России от 19.11.2005 № САЭ-3-19/622, не будет применяться в отношении региональных налогов и налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.


Принят порядок определения кадастровой стоимости в промежутках между оценкой

Минюст России 21 июня 2011 г. зарегистрировал приказ Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 113, утвердивший порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датами проведения государственной кадастровой оценки осуществлен кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в госкадастр внесены сведения об изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущие за собой изменения их кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую она была проведена.

Утвержденный Минэкономразвития порядок устанавливает правила расчета кадастровой стоимости зданий, помещений именно в этом промежутке:

  • при кадастровом учете в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
  • включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • кадастровом учете изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений о нем, влекущих изменение его кадастровой стоимости.

Кадастровую стоимость зданий, помещений будут определять Росреестр либо подведомственные ему государственные бюджетные учреждения на основании его решения.

Результаты определения стоимости должны отражаться в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Приказ вступил в силу с 10 июля 2011 г.


Проценты по долговым обязательствам не должны увеличивать пер­воначальную стоимость основного средства

По мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в письме Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/398, компания не имеет права включить в первоначальную стоимость основного средства проценты по кредиту, предоставленному на его приобретение.

Свою точку зрения Минфин России аргументирует тем, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ содержит специальную норму для учета процентов по долговым обязательствам. Она изложена в ст. 269 НК РФ. Именно этим порядком должны руководствоваться налогоплательщики при отражении в составе расходов указанных процентов.

Заметим, что такой позиции финансисты придерживаются давно и ее разделяют некоторые суды (письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-03-06/1/408 и постановление ФАС Уральского округа от 28.06.2010 № Ф09-4668/10-С3 по делу № А50-31503/2009). Но есть и другой вариант: компания до принятия имущества на учет может включить проценты по целевому кредиту на покупку основного средства в его первоначальную стоимость. Ведь она формируется с учетом всех расходов на приобретение нового объекта (ст. 257 НК РФ). В этом случае бухгалтеру не нужно отражать в бухгалтерском учете разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

На наш взгляд, компания имеет полное право самостоятельно решить, как отражать спорные проценты в налоговом учете, и прописать выбранный порядок в учетной политике. Основание — п. 4 ст. 252 НК РФ.


Порядок предоставления социального вычета на обучение

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ физическое лицо имеет право на социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им за свое обучение. Данный вычет ограничен суммой в 120 000 руб. за один налоговый период.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику не путем возврата сумм расходов, уплаченных им за свое обучение, а путем уменьшения доходов, подлежащих обложению НДФЛ по ставке 13%, на сумму предоставляемого вычета. Об этом сообщает Минфин России в письме от 01.07.2011 № 03-04-05/5-473.


Для подтверждения статуса резидента компания вправе запросить у сотрудника любые документы

В письме от 29.06.2011 № 03-04-06/6-155 Минфин России напомнил, что для исчисления сумм налога при каждой выплате доходов организация — налоговый агент должна принимать во внимание налоговый статус физического лица.

При этом в НК РФ не установлено каких-либо правил подтверждения налоговыми агентами фактического времени нахождения налогоплательщика в Российской Федерации. Определение налогового статуса сотрудника организации производится ею самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации. Так как ответственность за правильность этого статуса возлагается на организацию, являющуюся налоговым агентом, фирма может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы.


Расходы на сотовую связь по безлимитному тарифу можно учесть в прибыли

Минфин России в письме от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378 рассмотрел вопрос о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на мобильную связь по безлимитному тарифу. Ведомство напомнило, что такие расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, их размер должен быть экономически обоснован.

По мнению финансистов, для признания произведенных затрат на оплату услуг сотовой связи компания должна иметь: утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи; договор с оператором на оказание услуг связи; счета оператора связи.


О порядке отражения в налоговом учете продавца операции по возврату ему товара покупателем

Минфин России в письме от 16.06.2011 № 03-03-06/1/351 напомнил, что в случае отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи и заявления им требования о возврате уплаченной за товар суммы соглашение считается расторгнутым. Если договор расторгнут в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением требований к качеству товара, он признается прекращенным с момента отказа покупателя от его исполнения и требования возврата уплаченных денег.

Расторжение договора купли-продажи следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию. Связанные с ней доходы и расходы продавец должен отразить в налоговом учете в периоде прекращения договора в следующем порядке. В составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода отражается сумма возвращенной покупателю оплаты как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, на основании подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ. Одновременно в доходы, учитываемые при налогообложении прибыли, включается стоимость возвращенного покупателем товара, на которую был уменьшен доход от его реализации, как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Товар, возвращенный покупателем, принимается к учету у продавца по стоимости, по которой он учитывался на дату реализации.


Расходы на производственный фитнес

Минфин России в письме от 17.05.2011 № 03-03-06/1/296 рассмотрел такую ситуацию. Компания наняла инструктора по обучению работников комплексу физических упражнений для восстановления работоспособности и сил. Можно ли учесть гонорар инструктора в составе расходов?

Удивительно, но специалисты финансового ведомства заняли позицию в пользу налогоплательщика. По мнению Минфина России, проблем с отражением в налоговом учете рассматриваемых расходов возникнуть не должно. Инструктаж в этом случае расценивается как консультационные услуги. Соответственно такие затраты учитываются при расчете налога на прибыль на основании подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Конечно, при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены.


Компании не должны вступать ни в какие соглашения с налоговиками на местах

Федеральная налоговая служба пресекла самоуправство некоторых управлений ФНС России по субъектам РФ. Дело в том, что в этом году организации стали получать от налоговиков письма о заключении с налоговыми органами соглашений-обязательств по платежам в федеральный бюджет. Подписав такое послание, компании принимали на себя обязанность по обеспечению поступлений в бюджет сумм, размер которых не меньше, чем указано в соглашении.

Специалисты ФНС России не поддержали такую инициативу своих подчиненных. Они указали, что в обязанности налогоплательщиков не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами по обеспечению поступлений в бюджет конкретных сумм налогов (письмо ФНС России от 25.05.2011 № ЗН-4-1/8319). Обязанность по уплате налога возлагается на организации только с момента возникновения обстоятельств, установленных Налоговым кодексом и предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).