Изменения в Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса
Согласно внесенным изменениям данные Правила (утверждены постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 № 208) будут определять не только порядок, но и сроки рассмотрения разногласий. При этом срок подачи заявления не изменился — в течение 30 дней с момента принятия соответствующими органами решения об установлении тарифов и надбавок или об их досрочном пересмотре. Однако норма, предусматривавшая возможность принятия такого заявления позже установленного срока, если причины его пропуска признаны уважительными, из Правил исключена.
Кроме того, в случае инициирования процесса рассмотрения разногласия заявитель теперь будет готовить меньше бумаг. По новым требованиям заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются не в трех экземплярах, а в двух (постановление Правительства РФ от 18.08.2011 № 682).
Разъяснения в связи с принятием Федерального закона № 218-ФЗ
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь, в частности, контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом (Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона „Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“» названное требование вступает в силу с 22 июля 2011 г.
В пункте 5 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ установлено, что до 1 января 2013 г. требования Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта пять и менее процентов объема готовой продукции.
В связи с этим ФНС России разъясняет, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта пять и менее процентов объема готовой продукции, обязаны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику начиная с 1 января 2013 г., организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового более 5% объема готовой продукции, обязаны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику начиная с 22 июля 2011 г., если иное не установлено федеральным законом.
Вместе с тем у плательщиков ЕНВД есть выбор — применять контрольно-кассовую технику при наличных денежных расчетах или выдавать по требованию покупателей (клиентов) документ (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (письмо ФНС России от 17.08.2011 № АС-4-2/13461@).
Декларацию по обособленным подразделениям сдают в том же виде,
что и отчет за головную компанию
Компания обязана представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде, если численность ее работников превышает 100 человек. При наличии обособленных подразделений организация должна сдавать декларации и в налоговые органы по месту нахождения таких подразделений. Отчет по подразделению включает в себя титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 раздела 1 и подраздел 1.2 раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного подразделения (приложение 5 к листу 02).
Согласно ст. 288 НК РФ сведения о суммах авансовых платежей, а также суммах, исчисленных по итогам налогового периода, плательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Минфин России обратил внимание на то, что декларацию за подразделения необходимо представлять в том же виде, что и по организации в целом. Таким образом, если компания обязана отчитываться в электронном виде, то по месту нахождения обособленного подразделения она должна сдавать отчетность также в электронном виде (письмо Минфина России от 09.08.2011 № 03-03-06/1/464).
Первичка, утраченная из-за затопления архива, должна быть восстановлена
В результате затопления архива компания утратила первичные бухгалтерские документы за 2008—2009 гг. Она обратилась в финансовое ведомство с вопросом, обязана ли она их восстанавливать.
Минфин России напомнил, что плательщики должны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. Исходя из этого финансисты решили, что соответствующие документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены.
Если же налоговый орган запросит какие-либо документы, а компания их не представит, это повлечет применение к ней ответственности, установленной ст. 126 НК РФ (письмо Минфина России от 11.08.2011 № 03-02-07/1-288).
С 2012 г. у Минфина России появятся полномочия давать разъяснения по налогам и сборам непосредственно налоговым органам
Налоговый орган, ссылаясь на наличие в письмах Минфина России фразы, что изложенное в них мнение не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, приведенной в письмах, не применяет разъяснения финансового ведомства в своей деятельности. Компания обратилась в Минфин России с просьбой разъяснить, насколько правомерна эта позиция.
Минфин России ответил, что он вправе давать письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам. Если они следуют изложенной в послании позиции, то это освобождает их от уплаты пеней, а также является обстоятельством, исключающим вину таких лиц в совершении налогового правонарушения. Тем не менее непосредственно до территориальных налоговых органов позиция финансистов доводится письмами ФНС России. Но с 2012 г. ситуация изменится, так как в силу вступят поправки в п. 1 ст. 34.2 НК РФ. Они внесены Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ. Согласно изменениям указанная норма дополнена полномочием Минфина России давать разъяснения налоговым органам напрямую (письмо Минфина России от 11.08.2011 № 03-02-08/89).
При аренде имущества у физлица
компания должна исполнить роль налогового агента
Российская организация, которая арендует помещение у физического лица и выплачивает ему арендную плату, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физлица и соответственно должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ. Это следует из взаимосвязанных положений п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 05.08.2011 № 03-04-06/3-179).
Затраты на комиссию банка за осуществление им функций
валютного контроля можно учесть в расходах
Комиссия, взимаемая банком за осуществление функций валютного контроля, учитывается в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В соответствии с данным пунктом к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на оплату услуг банков. В силу положений Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также с учетом ст. 421 Гражданского кодекса уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам, а также вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля (письмо Минфина России от 12.08.2011 № 03-03-06/1/477).
Об учете убытка, возникшего в результате сделки
по уступке права требования
Организация, задавшая Минфину России вопрос, уступила право требования по договору займа, но, не получив за уступку оплату, уступила сторонней организации с убытком для себя право истребовать эти денежные средства. Вопрос состоял в том, каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль возникшего в результате совершенных сделок убытка.
При уступке налогоплательщиком — продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика и учитывается на основании п. 2 ст. 279 НК РФ (письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03-03-06/1/431).
Согласие сторон сделки на оформление электронного счета-фактуры может быть дано в форме, соответствующей обычаям делового оборота
Способ выражения взаимного согласия сторон сделки на составление счета-фактуры в электронном виде Налоговый кодекс не регулирует. В связи с этим такое согласие может быть оформлено с учетом применяемых в предпринимательской деятельности правил поведения (обычаев делового оборота), в том числе посредством обмена документами, без составления одного документа, подписанного сторонами, выполнения действий, свидетельствующих о согласии на составление счетов-фактур в электронном виде, и т.п. (письмо Минфин России от 01.08.2011 № 03-07-09/26).