Новшества законодательства об исполнительном производстве и совершенствование деятельности Федеральной службы судебных приставов стали темой обсуждения на коллегии Минюста России 5 октября 2011 г. О том, как эти новации отразятся на повседневной деятельности компаний и граждан, читайте в репортаже.
Судебная процедура на грани девальвации
Во вступительном слове министр юстиции Александр Коновалов констатировал, что процент неисполнения судебных решений год от года растет и остается недопустимо высоким. А это, в свою очередь, девальвирует судебную процедуру.
Неодобрительно высказался министр и по поводу деятельности коллекторских агентств: «Коллекторская деятельность в том виде, в котором она существует сегодня в России, не лезет ни в какие ворота». Попытки правового регулирования этой деятельности далеки от приемлемых образцов, что влечет серьезные риски нарушения процедуры правосудия, подчеркнул А. Коновалов.
Озвучил глава Минюста России и ряд проблем, которые либо находятся вне сферы компетенции Федеральной службы судебных приставов и министерства юстиции, либо не могут быть решены без активного участия других министерств, ведомств и иных центров принятия решений. Речь, в частности, идет о проблеме судебной практики по признанию аффилированности должников с лицами, которым формально имущество не принадлежит и по нормам ГПК РФ обратить на него взыскание нельзя.
Исполнительное производство откроют для наблюдателей
Замминистра юстиции Александр Смирнов отметил, что модернизация процесса принудительного исполнения судебных актов — важнейшая совместная задача ФССП России и Минюста России. Для ее решения удалось обеспечить принятие важных нормативных правовых актов. В первую очередь это Федеральный закон от 21.04.2011 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона „Об исполнительном производстве“».
Так, увеличен срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания с года до двух лет, что позволит обеспечить реальное выполнение принципа неотвратимости административной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно изменениям на ФССП России с 1 января 2012 г. возлагаются обязанности по обеспечению установленного порядка рассмотрения административных дел (имеются в виду принудительные приводы по таким делам). Речь идет об унификации полномочий службы судебных приставов и освобождении от дублирующих функций органов внутренних дел.
Важнейшей новацией стало и то, что неуплата штрафа влечет санкцию в виде штрафа в двукратном размере от суммы неоплаченного штрафа (но не менее 1000 руб.). Предполагается, что такое ужесточение послужит стимулом для добровольного исполнения должниками своих обязательств.
По словам А. Смирнова, федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», «О персональных данных» обеспечили возможность создания единого федерального банка исполнительных производств, повысив доступность и открытость информации о деятельности органов исполнения. Теперь организации и граждане в режиме реального времени смогут наблюдать за ходом исполнительного производства.
В дальнейшем для решения долгосрочных задач развития ФССП России необходимо комплексное изменение законодательства. С этой целью по поручению Президента РФ разработана Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (на 2011—2020 гг.). Сейчас идет активная работа по ее межведомственному согласованию.
Помимо модернизации государственного исполнительного производства необходимо создание условий для активного вовлечения в процесс принудительного исполнения судебных актов и негосударственных субъектов — юридических корпораций.
Что касается коллекторской деятельности, замминистра отметил, что пока не удалось найти концептуального понимания с участниками этого «рынка» и выработать эффективную модель сотрудничества. По мнению А. Смирнова, необходимо законодательно закрепить минимальные требования, перечень прав и обязанностей для коллекторов.
Кроме того, совместно с Росимуществом и Минэкономразвития предстоит продолжить подготовку нормативно-правовой базы, которая позволит создать прозрачный механизм реализации имущества должника.
Копеечных дел не будет
Директор ФССП России Артур Парфенчиков не только выступил на коллегии, но и ответил на вопросы прессы после окончания мероприятия.
А. Парфенчиков напомнил, что с начала года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, определившие границы принудительного взыскания с физических лиц, то есть те суммы, к которым может быть применена процедура принудительного взыскания. Для физических лиц это 1500 руб. Иначе говоря, в будущем году, когда начнется обработка задолженности 2011 г., судебные приставы не станут искать граждан для того, чтобы взыскать с них копеечные долги.
В то же время не решена проблема взысканий по платежам в государственные внебюджетные фонды, которые направляют на исполнение очень незначительные суммы. Правительство РФ поручило ФССП России до 1 ноября представить предложения по оптимизации таких взысканий. Соответствующие предложения практически готовы.
В частности, для субъектов бизнеса (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) предлагается установить границу принудительного взыскания как минимум на уровне 5000—10 000 руб., чтобы помимо инкассирования (взыскания) средств, их списания с банковских счетов инициировать процедуру розыска имущества и дальнейшего обращения на него взыскания.
По словам главы российских приставов, правоприменительная практика показывает, что в законодательстве много пробелов, противоречий и просто технических просчетов. Поэтому к разработке поправок привлекают научное сообщество и учитывают международный опыт, в частности опыт Евросоюза. Особо востребованы поправки, касающиеся совершенствования процедуры реализации имущества должника.
А. Парфенчиков поддержал идею замминистра юстиции о привлечении к исполнению судебных решений негосударственных структур — медиаторов, коллекторов. Правда, судя по опыту зарубежных стран, где такая практика есть, потребуется увеличить срок давности для предъявления исполнительного листа к исполнению. У нас он составляет три года, а, например, в Финляндии — 15 лет.
Кроме того, по мнению А. Парфенчикова, необходимо развивать альтернативные формы уведомления должников — не только почтой, но и с применением мобильной связи и Интернета.
Затронул глава ФССП России и такой щепетильный вопрос, как изменение статуса судебных приставов, повышение их социальной защищенности. По его словам, в Госдуму представлен проект федерального закона № 539167-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „О судебных приставах“». В частности, предлагается принимать на службу людей с безупречной репутацией, а также ввести обязательное квалификационное требование о наличии у кандидатов высшего образования. Эти изменения позволят формировать квалифицированный кадровый состав судебных приставов-исполнителей и повысить эффективность их деятельности по принудительному исполнению судебных решений и актов иных органов.