Битва за акцизы счет 6:2

| статьи | печать

Недавно в Комитете Совета Федерации по бюджету прошли бурные дебаты по поводу системы взимания акцизов на нефтепродукты. Существующая система, введенная с 1 января 2003 года, изменила плательщика акцизов. Если раньше их платили производители, то сейчас платят оптовые компании и розничные продавцы, что у экспертов вызывает ряд достаточно серьезных нареканий.

Министерство финансов, предложившее новую систему, отстаивает ее. По мнению замминистра финансов С. Шаталова, существующая система взимания акцизов уникальна и не имеет аналогов в мировой практике. Она полностью соответствует российским особенностям рынка нефтепродуктов и хорошо вписывается в проводимую налоговую реформу.

Сейчас правительство всеми силами пытается отойти от порочной практики взимания специализированных налогов, сложившейся в девяностых годах (все мы хорошо помним налоги на милицию, транспорт, уборку территории и т. д.), когда доходы от налогов четко привязывались к бюджетным расходам. Поэтому замена налогов, формировавших дорожный фонд, акцизами, без указания на их целевое использование, по мнению С. Шаталова, отвечает главному бюджетному принципу — налоги должны быть общего покрытия, а распределением бюджетных средств должен заниматься руководитель региона в соответствии с решаемыми задачами.

Сегодня регионы не обязаны перечислять доходы, полученные от акцизов на строительство и ремонт дорог, хотя при переходе на нынешнюю систему правительство оговаривало, что доходы от акцизов должны покрывать отмененные налоги, соответственно они являются источниками покрытия расходов на строительство и ремонт дорог. Так что ссылка на принцип общего покрытия налогов в данном случае — абсолютное лукавство.

Переход на новую систему взимания акцизов, по словам С. Шаталова, был ответом на рост неконтролируемого оборота нефтепродуктов, сложившийся к концу девяностых годов. Сейчас отслеживается вся цепочка прохождения топлива от производителя до конечного потребителя, этим, по мнению замминистра, увеличивается собираемость данного налога. Распределение акцизных сборов происходит по схеме:

10% — «премия губернатору», то есть отчисления в региональный бюджет;

40% — федеральный бюджет;

50% распределяется между регионами по специальной формуле, разработанной Министерством транспорта (она учитывает протяженность дорог и количество зарегистрированных автомашин).

Новая схема взимания акцизов на нефтепродукты позволила добиться рекордного уровня их собираемости— около 97%. «Неплохая цифра», — с определенной гордостью сказал Шаталов. Именно собираемость налога является главным аргументом правительства в отстаивании существующей системы. В 2004 году общие акцизные поступления составили около 100 миллиардов рублей, из них федеральный бюджет получил примерно 40 миллиардов, что является существенным бюджетным доходом.

Шаталов также упомянул про неизбежные проблемы, связанные с непростой схемой акцизного сбора — это и сложность налогового администрирования, и уход от налогообложения при помощи различных схем и недоимки. Решение данных проблем он видит в дальнейшем совершенствовании сложившейся и работающей системы.

Какие же аргументы есть у оппонентов, считающих данную систему неприемлемой и рекомендующих возврат к старой системе взимания акцизов, существовавшей до 2003 года?

Главным оппонентом замминистра С. Шаталова стал В. Пансков, аудитор Счетной палаты РФ, которая в 2003 и 2004 гг. провела аудит эффективности новой системы взимания акцизов по трем критериям:

фискальная эффективность;

поступление средств в субъекты РФ и обеспечение потребностей в средствах на дорожное строительство;

эффективность администрирования налога.

В результате выяснилось, что по всем показателям новая акцизная система уступает старой. Подробнее остановимся на налоговом администрировании. До 2003 года, по данным Счетной палаты, акциз платили 27 крупнейших налогоплательщиков, в 2004-м их стало 1200, а потенциальными плательщиками являются около 13 тысяч организаций и лиц, занимающихся топливным бизнесом. Естественно, налоговым органам проще отследить и проверить 27 организаций, а не несколько тысяч. При этом еще и значительно увеличился документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками. Многостраничные декларации плюс реестры счетов фактур (а их там несколько сотен) значительно осложняют налоговый контроль. Кроме того, в ходе проверок были обнаружены факты двойного налогообложения нефтепродуктов из-за непродуманности акцизной системы.

До 2003 года источником развития региональных дорог являлись два налога — на пользователей автодорог и на владельцев транспортных средств, перечислявшиеся в региональные дорожные фонды. Сейчас же этих средств нет. А схема распределения акцизов никак не соответствует развитию регионального дорожного хозяйства. По подсчетам экспертов, за последние два года объем дорожного строительства сократился в 4 раза. А это реальный показатель работы существующей системы акцизов.

В. Пансков предлагает вернуться к старой системе взимания акцизов с организаций-производителей, при этом доходы между регионами распределять через органы федерального казначейства пропорционально объемам потребления нефтепродуктов. Для этого необходимо ввести отчетность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в каждом регионе.

По мнению начальника Управления косвенных налогов ФНС Н. Чамкиной, высокая собираемость налога обусловлена исключительно тем, что продавцы нефтепродуктов отказываются от налоговых вычетов, предусмотренных существующей схемой, и перекладывают их в цену реализуемой продукции. Это связано со сложностью получения налоговых вычетов. Таким образом, из-за роста цен страдает конечный потребитель топлива.

Гендиректор ГосНИИ развития налоговой системы А. Паскачев считает, что при выработке государственной бюджетной политики необходимо учитывать международный опыт. А он показывает, что для большинства стран налог на топливо является бюджетообразующим.

Казалось бы, Россия собирает не так много по сравнению с другими странами. Но цена бензина России и США одинакова, а уровень доходов населения двух стран значительно отличается. Так, в США на среднюю зарплату 2500 дол. гражданин может купить 5000 литров бензина, а у нас на среднюю зарплату 246 дол. можно купить только 524 литра. Вот и весь расчет. Рост цены на бензин за счет неудачного налогового регулирования будет продолжаться, уверен эксперт. С его точки зрения, необходимо разрабатывать такую государственную политику в сфере оборота нефтепродуктов, которая бы стимулировала производителей снижать (а не повышать, как сейчас) отпускные цены конечным потребителям.

Такие эксперты, как Д. Львов (академик, руководитель отделения экономики РАН), С. Штогрин (зампредседателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам), также сошлись во мнении о необходимости вернуться к старой системе взыскания акцизов на нефтепродукты. Единственным поддержавшим Министерство финансов стала член Совета Федерации Т. Попова, по мнению которой переход на старую акцизную систему повлечет серьезные издержки и это не будет способствовать решению накопившихся проблем.

Таким образом, общий счет поединка составил 6 : 2 в пользу сторонников перехода к старой системе взимания акцизов на нефтепродукты. Прислушается ли правительство к мнению большинства?

Удельный вес налога на топливо в общей сумме налогов по странам составляет:

✔ Болгария — 36%

✔ Турция — 24%

✔ Португалия — 20%

✔ Польша и Венгрия —18%

✔ Украина — 13%

✔Великобритания — 12%

✔ Япония — 11%

✔ Германия — 10%

✔ Китай — 4%

✔ США — 6%, ставка дифференцирована по регионам

✔ Россия — 3%

Поступление акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему РФ в 2004 году, тыс. руб


Всего

В федеральный бюджет

В консолидированный бюджет субъекта РФ

Удельный вес регионов в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет субъек тов РФ, %

Российская Федерация,

100 368 768

40 152 411

60 216 357

100

в том числе:





Центральный Федеральный округ

31 322 583

12 529 037

18 793 546

31,21

Белгородская область

759 226

303 691

455 535

0,76

Брянская область

451 577

180 632

270 945

0,451

Владимирская область

415 603

166 241

249 362

0,411

Воронежская область

970 195

388 079

582 120

0,97

Ивановская область

437 828

175 132

262 696

0,44

Калужская область

791 079

316 431

474 648

0,79

Костромская область

389 842

155 937

233 905

0,39

Курская область

527 366

210 947

316 419

0,53

Липецкая область

495 026

198 010

297 016

0,49

Московская область

3 616 443

1 446 578

2 169 865

3,60

Орловская область

347 837

139 135

208 702

0,35

Рязанская область

3 957 602

1 583 041

2 374 561

3,94

Смоленская область

100 444

40 178

60 266

0,10

Тамбовская область

506 267

202 507

303 760

0,50

Тверская область

209 766

83 907

125 859

0,21

Тульская область

82151

328 607

492 911

0,82

Ярославская область

1 769 723

707 889

1 061 834

1,76

Город Москва

14 755 238

5 902 095

8 853 143

14,70

Северо-Западный федеральный округ

7 406 213

2 962 572

4 443 641

7,33

Республика Карелия

270 903

108 360

162 543

0,27

Республика Коми

605 951

242 379

363 572

0,60

Архангельская область и Ненецкий АО

325 939

130 375

195 564

0,32

Вологодская область

1 002 924

401 165

601 759

1,00

Калининградская область

560 611

224 245

336 366

0,56

Ленинградская область

1 230 606

492 337

738 269

1,23

Мурманская область

88 279

35 312

52 967

0,09

Новгородская область

126 465

50 585

75 880

0,13

Псковская область 177 435 70 974 106 461 0,18





Город Санкт-Петербург

3 017 100

1 206 840

1 810 260

3,01

Южный федеральный округ

8 096 176

324 340

4 852 775

8,06

Республика Адыгея

155 036

62 015

93 021

0,15

Республика Дагестан 281 498 112 599 168 899 0,28





Республика Ингушетия

46 974

18 789

28 185

0,05

Кабардино-Балкарская Республика

91 075

36 430

54 645

0,09

Республика Калмыкия

58 710

23 483

35 227

0,06

Карачаево-Черкесская Республика

3518

1407

2111

0,00

Республика Северная Осетия — Алания

5025

2010

3015

0,01

Чеченская Республика 12 331 9865 2466 0,00





Краснодарский край

1 910 832

764 332

1 146 500

1,90

Ставропольский край

717 951

287 178

430 773

0,72

Астраханская область

438 114

175 245

262 869

0,44

Волгоградская область

1 814 750

725 900

1 088 850

1,81

Ростовская область

2 560 362

1 024 148

1 536 214

2,55

Приволжский федеральный округ

25 144 513

10 057 804

15 086 709

25,05

Республика Башкортостан

9 142 385

3 656 954

5 485 431

9,11

Республика Марий Эл

225 120

90 046

135 074

0,22

Республика Мордовия

3 424 677

1 369 871

2 054 806

3,41

Республика Татарстан

2 846 780

1 138 712

1 708 068

2,84

Удмуртская Республика

746 862

298 744

448 118

0,74

Чувашская Республика

469 004

187 602

281 402

0,47

Кировская область

810 600

324 240

486 360

0,81

Нижегородская область

1 308 234

523 294

784 940

1,30

Оренбургская область

1 278 980

511 592

767 388

1,27

Пензенская область

402 661

161 065

241 896

0,40

Пермская область

1 289 056

515 622

789 916

1,31

Самарская область

1 007 149

402 860

604 289

1,00

Саратовская область

1 768 947

707 575

1 061 368

1,76

Ульяновская область

396 587

158 634

237 953

0,40

Уральский федеральный округ

9 197 031

3 678 835

5 518 196

9,15

Курганская область

285 085

114 034

171 051

0,28

Свердловская область

2 403 782

961 512

1 442 270

2,40

Тюменская область

1 686 657

674 684

1 011 973

1,68

Челябинская область

1 196 041

478 419

717 622

1,19

Ханты-Мансийский АО

2 796 979

1 118 791

1 678 188

2,79

Ямало-Ненецкий АО 828 487 331 395 497 092 0,83





Сибирский федеральный округ

14 497 288

5 798 774

8 698 514

14,45

Республика Алтай

308 683

123 473

185 210

0,31

Республика Бурятия

381 587

152 635

228 952 0,38


Республика Тыва

45 151

18 061

27 090

0,04

Республика Хакасия

430 108

172 043

258 065

0,43

Алтайский край

941 371

376 546

564 825

0,94

Красноярский край, Таймырский АО и Эвенкийский АО

1 926 385

770 414

1 155 971

1,92

Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО

2 428 936

971 576

1 457 360

2,42

Кемеровская область

1 311 922

524 769

787 153

1,31

Новосибирская область

821 227

328 491

492 736

0,82

Омская область

5 182 540

2 073 016

3 109 524

5,16

Томская область

655 393

262 157

393 236

0,6

Читинская область и Агинский Бурятский АО

63 985

25 593

38 392

0,06

Дальневосточный федеральный округ

4 704 964

1 881 988

2 822 976

4,69

Республика Саха (Якутия)

1 214 872

485 949

728 923

1,21

Приморский край

1 088 736

435 496

653 240

1,08

Хабаровский край

1 405 037

562 015

843 022

1,40

Амурская область

595 644

238 258

357 386

0,59

Камчатская область и Корякский АО

0

0

0

0,00

Магаданская область

80 961

32 384

48 577

0,08

Сахалинская область

110 751

44 302

66 449

0,11

Еврейская АО

67 389

26 955

40 434

0,07

Чукотский АО

141 574

56 629

84 945

0,14