Недавно в Комитете Совета Федерации по бюджету прошли бурные дебаты по поводу системы взимания акцизов на нефтепродукты. Существующая система, введенная с 1 января 2003 года, изменила плательщика акцизов. Если раньше их платили производители, то сейчас платят оптовые компании и розничные продавцы, что у экспертов вызывает ряд достаточно серьезных нареканий.
Министерство финансов, предложившее новую систему, отстаивает ее. По мнению замминистра финансов С. Шаталова, существующая система взимания акцизов уникальна и не имеет аналогов в мировой практике. Она полностью соответствует российским особенностям рынка нефтепродуктов и хорошо вписывается в проводимую налоговую реформу.
Сейчас правительство всеми силами пытается отойти от порочной практики взимания специализированных налогов, сложившейся в девяностых годах (все мы хорошо помним налоги на милицию, транспорт, уборку территории и т. д.), когда доходы от налогов четко привязывались к бюджетным расходам. Поэтому замена налогов, формировавших дорожный фонд, акцизами, без указания на их целевое использование, по мнению С. Шаталова, отвечает главному бюджетному принципу — налоги должны быть общего покрытия, а распределением бюджетных средств должен заниматься руководитель региона в соответствии с решаемыми задачами.
Сегодня регионы не обязаны перечислять доходы, полученные от акцизов на строительство и ремонт дорог, хотя при переходе на нынешнюю систему правительство оговаривало, что доходы от акцизов должны покрывать отмененные налоги, соответственно они являются источниками покрытия расходов на строительство и ремонт дорог. Так что ссылка на принцип общего покрытия налогов в данном случае — абсолютное лукавство.
Переход на новую систему взимания акцизов, по словам С. Шаталова, был ответом на рост неконтролируемого оборота нефтепродуктов, сложившийся к концу девяностых годов. Сейчас отслеживается вся цепочка прохождения топлива от производителя до конечного потребителя, этим, по мнению замминистра, увеличивается собираемость данного налога. Распределение акцизных сборов происходит по схеме:
10% — «премия губернатору», то есть отчисления в региональный бюджет;
40% — федеральный бюджет;
50% распределяется между регионами по специальной формуле, разработанной Министерством транспорта (она учитывает протяженность дорог и количество зарегистрированных автомашин).
Новая схема взимания акцизов на нефтепродукты позволила добиться рекордного уровня их собираемости— около 97%. «Неплохая цифра», — с определенной гордостью сказал Шаталов. Именно собираемость налога является главным аргументом правительства в отстаивании существующей системы. В 2004 году общие акцизные поступления составили около 100 миллиардов рублей, из них федеральный бюджет получил примерно 40 миллиардов, что является существенным бюджетным доходом.
Шаталов также упомянул про неизбежные проблемы, связанные с непростой схемой акцизного сбора — это и сложность налогового администрирования, и уход от налогообложения при помощи различных схем и недоимки. Решение данных проблем он видит в дальнейшем совершенствовании сложившейся и работающей системы.
Какие же аргументы есть у оппонентов, считающих данную систему неприемлемой и рекомендующих возврат к старой системе взимания акцизов, существовавшей до 2003 года?
Главным оппонентом замминистра С. Шаталова стал В. Пансков, аудитор Счетной палаты РФ, которая в 2003 и 2004 гг. провела аудит эффективности новой системы взимания акцизов по трем критериям:
✔ фискальная эффективность;
✔ поступление средств в субъекты РФ и обеспечение потребностей в средствах на дорожное строительство;
✔ эффективность администрирования налога.
В результате выяснилось, что по всем показателям новая акцизная система уступает старой. Подробнее остановимся на налоговом администрировании. До 2003 года, по данным Счетной палаты, акциз платили 27 крупнейших налогоплательщиков, в 2004-м их стало 1200, а потенциальными плательщиками являются около 13 тысяч организаций и лиц, занимающихся топливным бизнесом. Естественно, налоговым органам проще отследить и проверить 27 организаций, а не несколько тысяч. При этом еще и значительно увеличился документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками. Многостраничные декларации плюс реестры счетов фактур (а их там несколько сотен) значительно осложняют налоговый контроль. Кроме того, в ходе проверок были обнаружены факты двойного налогообложения нефтепродуктов из-за непродуманности акцизной системы.
До 2003 года источником развития региональных дорог являлись два налога — на пользователей автодорог и на владельцев транспортных средств, перечислявшиеся в региональные дорожные фонды. Сейчас же этих средств нет. А схема распределения акцизов никак не соответствует развитию регионального дорожного хозяйства. По подсчетам экспертов, за последние два года объем дорожного строительства сократился в 4 раза. А это реальный показатель работы существующей системы акцизов.
В. Пансков предлагает вернуться к старой системе взимания акцизов с организаций-производителей, при этом доходы между регионами распределять через органы федерального казначейства пропорционально объемам потребления нефтепродуктов. Для этого необходимо ввести отчетность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в каждом регионе.
По мнению начальника Управления косвенных налогов ФНС Н. Чамкиной, высокая собираемость налога обусловлена исключительно тем, что продавцы нефтепродуктов отказываются от налоговых вычетов, предусмотренных существующей схемой, и перекладывают их в цену реализуемой продукции. Это связано со сложностью получения налоговых вычетов. Таким образом, из-за роста цен страдает конечный потребитель топлива.
Гендиректор ГосНИИ развития налоговой системы А. Паскачев считает, что при выработке государственной бюджетной политики необходимо учитывать международный опыт. А он показывает, что для большинства стран налог на топливо является бюджетообразующим.
Казалось бы, Россия собирает не так много по сравнению с другими странами. Но цена бензина России и США одинакова, а уровень доходов населения двух стран значительно отличается. Так, в США на среднюю зарплату 2500 дол. гражданин может купить 5000 литров бензина, а у нас на среднюю зарплату 246 дол. можно купить только 524 литра. Вот и весь расчет. Рост цены на бензин за счет неудачного налогового регулирования будет продолжаться, уверен эксперт. С его точки зрения, необходимо разрабатывать такую государственную политику в сфере оборота нефтепродуктов, которая бы стимулировала производителей снижать (а не повышать, как сейчас) отпускные цены конечным потребителям.
Такие эксперты, как Д. Львов (академик, руководитель отделения экономики РАН), С. Штогрин (зампредседателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам), также сошлись во мнении о необходимости вернуться к старой системе взыскания акцизов на нефтепродукты. Единственным поддержавшим Министерство финансов стала член Совета Федерации Т. Попова, по мнению которой переход на старую акцизную систему повлечет серьезные издержки и это не будет способствовать решению накопившихся проблем.
Таким образом, общий счет поединка составил 6 : 2 в пользу сторонников перехода к старой системе взимания акцизов на нефтепродукты. Прислушается ли правительство к мнению большинства?
Удельный вес налога на топливо в общей сумме налогов по странам составляет:
✔ Болгария — 36%
✔ Турция — 24%
✔ Португалия — 20%
✔ Польша и Венгрия —18%
✔ Украина — 13%
✔Великобритания — 12%
✔ Япония — 11%
✔ Германия — 10%
✔ Китай — 4%
✔ США — 6%, ставка дифференцирована по регионам
✔ Россия — 3%
Поступление акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему РФ в 2004 году, тыс. руб
|
Всего |
В федеральный бюджет |
В консолидированный бюджет субъекта РФ |
Удельный вес регионов в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет субъек тов РФ, % |
Российская Федерация, |
100 368 768 |
40 152 411 |
60 216 357 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
Центральный Федеральный округ |
31 322 583 |
12 529 037 |
18 793 546 |
31,21 |
Белгородская область |
759 226 |
303 691 |
455 535 |
0,76 |
Брянская область |
451 577 |
180 632 |
270 945 |
0,451 |
Владимирская область |
415 603 |
166 241 |
249 362 |
0,411 |
Воронежская область |
970 195 |
388 079 |
582 120 |
0,97 |
Ивановская область |
437 828 |
175 132 |
262 696 |
0,44 |
Калужская область |
791 079 |
316 431 |
474 648 |
0,79 |
Костромская область |
389 842 |
155 937 |
233 905 |
0,39 |
Курская область |
527 366 |
210 947 |
316 419 |
0,53 |
Липецкая область |
495 026 |
198 010 |
297 016 |
0,49 |
Московская область |
3 616 443 |
1 446 578 |
2 169 865 |
3,60 |
Орловская область |
347 837 |
139 135 |
208 702 |
0,35 |
Рязанская область |
3 957 602 |
1 583 041 |
2 374 561 |
3,94 |
Смоленская область |
100 444 |
40 178 |
60 266 |
0,10 |
Тамбовская область |
506 267 |
202 507 |
303 760 |
0,50 |
Тверская область |
209 766 |
83 907 |
125 859 |
0,21 |
Тульская область |
82151 |
328 607 |
492 911 |
0,82 |
Ярославская область |
1 769 723 |
707 889 |
1 061 834 |
1,76 |
Город Москва |
14 755 238 |
5 902 095 |
8 853 143 |
14,70 |
Северо-Западный федеральный округ |
7 406 213 |
2 962 572 |
4 443 641 |
7,33 |
Республика Карелия |
270 903 |
108 360 |
162 543 |
0,27 |
Республика Коми |
605 951 |
242 379 |
363 572 |
0,60 |
Архангельская область и Ненецкий АО |
325 939 |
130 375 |
195 564 |
0,32 |
Вологодская область |
1 002 924 |
401 165 |
601 759 |
1,00 |
Калининградская область |
560 611 |
224 245 |
336 366 |
0,56 |
Ленинградская область |
1 230 606 |
492 337 |
738 269 |
1,23 |
Мурманская область |
88 279 |
35 312 |
52 967 |
0,09 |
Новгородская область |
126 465 |
50 585 |
75 880 |
0,13 |
Псковская область 177 435 70 974 106 461 0,18 |
|
|
|
|
Город Санкт-Петербург |
3 017 100 |
1 206 840 |
1 810 260 |
3,01 |
Южный федеральный округ |
8 096 176 |
324 340 |
4 852 775 |
8,06 |
Республика Адыгея |
155 036 |
62 015 |
93 021 |
0,15 |
Республика Дагестан 281 498 112 599 168 899 0,28 |
|
|
|
|
Республика Ингушетия |
46 974 |
18 789 |
28 185 |
0,05 |
Кабардино-Балкарская Республика |
91 075 |
36 430 |
54 645 |
0,09 |
Республика Калмыкия |
58 710 |
23 483 |
35 227 |
0,06 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3518 |
1407 |
2111 |
0,00 |
Республика Северная Осетия — Алания |
5025 |
2010 |
3015 |
0,01 |
Чеченская Республика 12 331 9865 2466 0,00 |
|
|
|
|
Краснодарский край |
1 910 832 |
764 332 |
1 146 500 |
1,90 |
Ставропольский край |
717 951 |
287 178 |
430 773 |
0,72 |
Астраханская область |
438 114 |
175 245 |
262 869 |
0,44 |
Волгоградская область |
1 814 750 |
725 900 |
1 088 850 |
1,81 |
Ростовская область |
2 560 362 |
1 024 148 |
1 536 214 |
2,55 |
Приволжский федеральный округ |
25 144 513 |
10 057 804 |
15 086 709 |
25,05 |
Республика Башкортостан |
9 142 385 |
3 656 954 |
5 485 431 |
9,11 |
Республика Марий Эл |
225 120 |
90 046 |
135 074 |
0,22 |
Республика Мордовия |
3 424 677 |
1 369 871 |
2 054 806 |
3,41 |
Республика Татарстан |
2 846 780 |
1 138 712 |
1 708 068 |
2,84 |
Удмуртская Республика |
746 862 |
298 744 |
448 118 |
0,74 |
Чувашская Республика |
469 004 |
187 602 |
281 402 |
0,47 |
Кировская область |
810 600 |
324 240 |
486 360 |
0,81 |
Нижегородская область |
1 308 234 |
523 294 |
784 940 |
1,30 |
Оренбургская область |
1 278 980 |
511 592 |
767 388 |
1,27 |
Пензенская область |
402 661 |
161 065 |
241 896 |
0,40 |
Пермская область |
1 289 056 |
515 622 |
789 916 |
1,31 |
Самарская область |
1 007 149 |
402 860 |
604 289 |
1,00 |
Саратовская область |
1 768 947 |
707 575 |
1 061 368 |
1,76 |
Ульяновская область |
396 587 |
158 634 |
237 953 |
0,40 |
Уральский федеральный округ |
9 197 031 |
3 678 835 |
5 518 196 |
9,15 |
Курганская область |
285 085 |
114 034 |
171 051 |
0,28 |
Свердловская область |
2 403 782 |
961 512 |
1 442 270 |
2,40 |
Тюменская область |
1 686 657 |
674 684 |
1 011 973 |
1,68 |
Челябинская область |
1 196 041 |
478 419 |
717 622 |
1,19 |
Ханты-Мансийский АО |
2 796 979 |
1 118 791 |
1 678 188 |
2,79 |
Ямало-Ненецкий АО 828 487 331 395 497 092 0,83 |
|
|
|
|
Сибирский федеральный округ |
14 497 288 |
5 798 774 |
8 698 514 |
14,45 |
Республика Алтай |
308 683 |
123 473 |
185 210 |
0,31 |
Республика Бурятия |
381 587 |
152 635 |
228 952 0,38 |
|
Республика Тыва |
45 151 |
18 061 |
27 090 |
0,04 |
Республика Хакасия |
430 108 |
172 043 |
258 065 |
0,43 |
Алтайский край |
941 371 |
376 546 |
564 825 |
0,94 |
Красноярский край, Таймырский АО и Эвенкийский АО |
1 926 385 |
770 414 |
1 155 971 |
1,92 |
Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО |
2 428 936 |
971 576 |
1 457 360 |
2,42 |
Кемеровская область |
1 311 922 |
524 769 |
787 153 |
1,31 |
Новосибирская область |
821 227 |
328 491 |
492 736 |
0,82 |
Омская область |
5 182 540 |
2 073 016 |
3 109 524 |
5,16 |
Томская область |
655 393 |
262 157 |
393 236 |
0,6 |
Читинская область и Агинский Бурятский АО |
63 985 |
25 593 |
38 392 |
0,06 |
Дальневосточный федеральный округ |
4 704 964 |
1 881 988 |
2 822 976 |
4,69 |
Республика Саха (Якутия) |
1 214 872 |
485 949 |
728 923 |
1,21 |
Приморский край |
1 088 736 |
435 496 |
653 240 |
1,08 |
Хабаровский край |
1 405 037 |
562 015 |
843 022 |
1,40 |
Амурская область |
595 644 |
238 258 |
357 386 |
0,59 |
Камчатская область и Корякский АО |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Магаданская область |
80 961 |
32 384 |
48 577 |
0,08 |
Сахалинская область |
110 751 |
44 302 |
66 449 |
0,11 |
Еврейская АО |
67 389 |
26 955 |
40 434 |
0,07 |
Чукотский АО |
141 574 |
56 629 |
84 945 |
0,14 |