Cпрос на продукты питания никогда не сойдет на нет. Тем не менее в отечественной «продуктовой» индустрии накопилось немало проблем, в том числе и с привлечением инвестиций. В причинах этого попытались разобраться участники конференции «Пищевая промышленность как объект для инвестирования».
Нельзя сказать, что российский пищевой рынок обойден вниманием инвесторов. Однако интерес иностранных компаний ограничивается в основном тремя секторами: табачный, пивобезалкогольный и кондитерский.
Так, по словам директора Рейтингового центра «АК&М» В. Третьякова, американская фирма «Марс» вложила в кондитерскую промышленность Подмосковья свыше 160 млн дол., немецкая «Штольверк Рус»151,8 млн — в кондитерскую фабрику в г. Покрове.
Одним из важнейших факторов, препятствующих привлечению финансовых ресурсов, специалисты называют низкую информационную прозрачность предприятий и большую долю теневого рынка по отдельным видам продукции. Подпольный алкогольный рынок, по некоторым оценкам, доходит до 60% от легального, а убытки страны от браконьерского лова рыбы и морепродуктов составляют десятки миллиардов рублей в год.
Особенно туго приходится предприятиям, технологически связанным с сельским хозяйством, поскольку российский АПК по-прежнему считается сектором рискованных инвестиций.
Помимо прочего потенциальные инвесторы воздерживаются от вложения средств в активы предприятий-производителей из-за их дезинтеграции. В пищевой промышленности существует только 6 хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке весомое положение, остальные представляют собой фактически обезличенные мелкие предприятия, реальная кредитоспособность которых остается тайной за семью печатями.
По данным Росстата, в 2004 г. наиболее высокие темпы роста наблюдались в пищевкусовой промышленности (105,8%), а также в производстве вин (132,6%), растительного масла (116, 9%), макаронных изделий (108,6%). Однако в целом по отрасли они замедлились: 104% против 105,1% в 2003-м.