Информационные технологии могут вернуть России величие и уважение Государство озаботилось формированием общества знаний и созданием наукоемкой продукции. Разработаны и приняты соответствующие программы, выделено до 2010 года 18 млрд рублей бюджетных средств. Большие надежды возлагаются на информационные технологии (ИТ). О возможностях и условиях их развития шла речь на «круглом столе» «Проблемы и перспективы развития ИТ-производства в России», прошедшем под руководством Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, на форуме «Интеллектуальная Россия».
Доля отечественного производителя в структуре потребления ИТ-продукции составляет всего 11%.
Источник: Ассоциация CBOSS
Несмотря на обилие ассоциаций и «программ развития», в самой отрасли пока нет четкости и единства в понимании необходимых действий, условий и мер государственного регулирования, при которых ИТ-бизнес сможет решить поставленную задачу.
- Темпы роста рынка ИТ в России составляют около 25% в год.
- Прогноз на 2010 год: объем — около 17 млрд дол.
Для ее реализации, как и для любого проекта, целесообразен бизнес-план, начинающийся с комплексного анализа и уточнения цели и условий, определения технологий ее достижения, структуры затрат и ожидаемого результата.
Свою роль в обеспечении достижения цели бизнес видит в:
✔ привнесении уникального опыта в национальную программу развития ИТ-отрасли;
✔ привлечении инструментария интеллектуального бизнеса (знания, технологии, персонал);
✔ эффективном использовании программы для реализации поставленной цели.
Сегодня имеется реальная возможность поставлять на экспорт продукцию двух видов информационно-технологического производства: сам труд или готовый продукт.
Продажа труда — это продажа рабочего времени (по сути — сырья). Результат принадлежит заказчику, основной фактор формирования стоимости — себестоимость. Рентабельность реализации труда заведомо ограничена.
Проще процесс производства, более легкая единичная реализация нарынке.
Не накапливается интеллектуальный капитал, не используется главное свойство интеллектуальной собственности — она «не убывает при ее использовании», конъюнктурно норма прибыли меньше, чем при реализации продукта.
Продажа продукта — это продажа готового продукта, результат принадлежит продавцу, есть возможность многократной продажи, основные факторы формирования стоимости— тиражируемость, себестоимость, рентабельность реализации продукта могут быть существенно выше.
Накапливает интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность не убывает при ее использовании, норма прибыли выше, чем при реализации труда.
Общий потенциал российского рынка информационной безопасности
- Сегодня в России имеется 45 000—65 000 высококлассных специалистов в этой области.
- Потенциал освоения — 4,5—6,5 млрд дол.
- Прогнозируемый объем — 1,7—2,1 млрд дол.
Потенциал российских специалистов в области обеспечения безопасности информации используется только на 32—38%, что требует скорейшего расширения его импорта, иначе возможна значительная «утечка мозгов».
Источник: компания «ЭЛВИС ПЛЮС»
Сложный процесс создания востребованного программного продукта, продвижения и реализации на рынке.
Активизировать освоение внутреннего рынка или сделать ставку на реализацию экспортного потенциала? Поддерживать ли аутсорсинги офшорное программирование или сосредоточиться на продвижении готовых продуктов? Что и как должно регулировать правительство, а что — развиваться само на основе рыночных механизмов? По всем этим вопросам было высказано несколько точек зрения, иногда — кардинально различающихся.
Доля рынка ИТ в ВВП
- Россия — 1,2%.
- США и Канада — 4%.
- Западная Европа —2,5%.
Прогноз: при условии сохранения тенденций развития отрасли ИТ и экономики РФ в целом в 2009 году доля ИТ составит 2%.
Источник: компания «ЭЛВИС ПЛЮС»
Только в одном все были единодушны: отечественный ИТ-бизнес готов принять активное участие в формировании экономики интеллектуального общества России.
Участники «круглого стола» приняли решение продолжить работу и создать специальную комиссию, чтобы выработать единую программу развития отрасли.
Это должен быть короткий и четкий документ, содержащий консолидированную точку зрения представителей отрасли относительно целей, задач и ожидаемых показателей развития, а также шагов, инструментов и условий достижения поставленных целей.
Тогда на основе этого документа можно будет сформулировать тот набор шагов, который отрасль информационных технологий ожидает от правительства, определить список законов, требующих разработки или корректировки, а также начать кампанию по продвижению бренда «Сделано в России» на мировых рынках.
Инициативы государства можно только приветствовать. Реформирование науки и образования, повышение инновационного потенциала общества, разработка наукоемкой продукции и развитие информационных технологий позволят сократить поставки на мировые рынки сырьевых ресурсов страны. Тем более что за рубежом широко известны, пользуются признанием и спросом отечественные антивирусные системы и системы распознавания, криптография и биометрия, некоторые мультимедийные продукты.
Однако самые благие намерения легко превращаются в пустые лозунги, если не проработаны цели и конкретные меры по их достижению. ИТ-бизнес, со своей стороны, заявил о готовности содействовать государству и определил свои возможности, но и государство должно более четко сформулировать, что оно ждет от отрасли, и разработать соответствующие «правила игры».
Предложение бизнеса по мерам государственной поддержки ИТ-производства:
- формирование внутреннего спроса на отечественную продукцию, в том числе обеспечение отсутствия дискриминации в отношении отечественных технологий;
- применение схемы кредитования покупателя, приобретающего российскую продукцию;
- создание государственного предприятия, выступающего посредником во внешнеэкономических контактах;
- внедрение рыночных механизмов финансирования подготовки кадров для ИТ-сферы;
- использование торговых представительств для продвижения ИТ-продукции;
- участие в международных выставках посредством государственных стендов («Сделано в России») или софинансирование стендов российских предприятий;
- формирование условий для создания и развития корпоративных технопарков;
- увеличение стоимости владения иностранными решениями, аналоги которых производятся в России;
- приравнивание рекламы бренда «Сделано в России» к социальной рекламе.
Проработать бизнес-план и действовать!
Андрей Морозов, президент Ассоциации CBOSS:
— Информационные технологии являются локомотивом не только различных направлений экономики, но и социального, и даже политического развития страны. Фирмы, которые создают интеллектуальные продукты, выступают в качестве заказчика для системы образования. Аккумулирование интеллекта и знаний — основная задача, решение которой позволит обеспечить прорыв информационных технологий и создание интеллектуальной наукоемкой продукции.
Высокие технологии являются катализатором для экономики и производства, они обеспечивают мощный синергетический эффект, который можно применить при создании интеллектуальной продукции.
Речь идет не о дополнительном финансировании отрасли, а о создании условий ее развития, при которых работают внутренние механизмы инвестирования.
Это последний шанс, когда мы можем масштабно решить задачи по созданию и продвижению на мировые рынки своих интеллектуальных продуктов. В этом может помочь торговая марка «Сделано в России».
Отечественные ИТ-компании имеют опыт по созданию конкурентоспособной продукции не только внутри страны, но и за рубежом, по взаимодействию с образовательными учреждениями, зарубежными партнерами. Им необходимы государственная поддержка и позитивный имидж страны.
Прорыв в области информационных технологий может быть осуществлен только при комплексном и системном подходе к этому вопросу. Цели поставлены, задачи определены, осталось проработать бизнес-план и действовать.
Мы готовы поддержать государство
Александр Соколов, к.т.н., генеральный директор компании «ЭЛВИС ПЛЮС»:
— ИТ-бизнес кровно заинтересован в создании интеллектуального национального продукта и развитии механизмов разумного его протекционизма на внутреннем рынке и в расширении внешнего рынка. ИТ-компании могут выделить часть своих ресурсов, чтобы в будущем получить свою долю прибыли, если государство возьмет на себя обязательства по работе с этим продуктом в интересах всех.
Государство в лице Президента, спикера Совета Федерации, руководителей ряда министерств и ведомств рассматривает возможность формирования части бюджета страны за счет развития информационных технологий и экспорта на мировые рынки интеллектуальных продуктов.
Но сначала оно должно обозначить свои позиции, определить и зафиксировать, что же это такое — интеллектуальный национальный продукт, как его создавать, использовать, защищать, сформировать правила игры и отслеживать их соблюдение. Если цели государства и цели бизнеса не противоречат друг другу, то ИТ-компании активно поддержат инициативы государства и готовы участвовать и в разработке законодательной базы, и в формировании бизнес-климата.
Стране необходим позитивный имидж
Андрей Масалович, президент консорциума «Инфорус»:
— В 50-е годы в США на базе Стэнфордского университета был создан первый в мире технопарк. Сегодня он превратился в знаменитую Кремниевую Долину.
В 1986 году в Бангалоре был открыт первый индийский технопарк. Сегодня экспорт индийских ИТ-услуг превысил 5 млрд долларов (это в десять раз больше, чем у нас).
В 1990 году в СССР появился первый в стране Томский технопарк. Прошло пятнадцать лет, и сегодня Президент объявил о начале «реализации программы создания, разви-тия и поддержки технопарков»...
Получается, что все эти годы российская ИТ-отрасль накапливала отставание от мирового уровня, несмотря на номинальное присутствие технопарков и других инструментов развития бизнеса. В итоге сегодня экспорт ИТ-услуг из России уступает Индии в 15 раз, российские ИТ-продукты, за редчайшим исключением, на мировом рынке отсутствуют, а бренд «Сделано в России» уважаем разве что на рынке вооружений.
Чтобы осуществить прорыв в области ИТ-производства, надо решить вопросы экспорта российского программного обеспечения, услуг, технологий, интеллектуальной собственности, создать реально комфортные условия и для государства, и для бизнеса. Но более всего необходимо формирование позитивного имиджа России, в том числе и с помощью публичных политиков.
Наши информационные технологии, как и наше оружие, может и должно укреплять позиции страны в мировой политике.