Каждый год более 10 миллионов человек во всем мире погибают и получают ранения в результате дорожно-транспортных происшествий. Страдает и экономика— ежегодный ущерб от различного рода аварий составляет около 500 миллиардов долларов. Ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения в России близка к критическому уровню. За последнее десятилетие на дорогах страны погибло около 316 тыс. человек.
Начиная с 1997 г. идет постоянный прирост количества погибших и раненых в ДТП. В минувшем году было зарегистрировано 208 558 происшествий, что на 2,1% больше показателя 2003 г. Количество аварий возросло в 45, число погибших — в 29 регионах России. Наибольший прирост (около 20%) отмечен в Республиках Алтай, Хакасия, Чечня, Тульской области и Усть-Ордынском АО.
Не вызывают оптимизма и данные о числе пострадавших. В Российской Федерации погибло 34 506 и 251 386 человек получили на дорогах травмы различной степени тяжести. Цифры на 2,3% превзошли уровень 2003 г. Из каждых 100 тыс. жителей страны пострадали 200 человек. Наибольшие значения этого показателя зарегистрированы в Тюменской области (365), Республике Алтай (364), Республике Хакасия (330), Ханты-Мансийском АО (320). Московская область заняла пятое место (307). Число пострадавших пассажиров (97 984 чел.) впервые превысило число пострадавших пешеходов(97 324 чел.).
Водители, травмированные в автомобильных авариях, составили 29,6% от всех пострадавших.
90% всех дорожно-транспортных происшествий, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), приходится на страны с «бедной» экономикой.
Огромный урон несет и экономика России. В прошедшем году из-за аварий и происшествий страна потеряла 369 миллиардов рублей. Цифра сравнима с валовым продуктом крупных отраслей экономики.
Еще один немаловажный параметр — тяжесть последствий ДТП (рассчитывается исходя из соотношения числа погибших к общему числу пострадавших). По нему Россия, к сожалению, почти впереди планеты всей. Степень риска получения смертельных травм у нас впять раз выше, чем в Австрии, Великобритании, Германии, США, Швеции. Хотя есть некоторое снижение этого показателя по сравнению с предыдущими годами.
На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло более четверти всех ДТП (59 151).Тяжесть их последствий превышает аналогичные показатели в городах в два раза. Самые большие цифры — в Республиках Дагестан, Ингушетия, Тыва, Агинском Бурятском автономном округе. В этих регионах четверть аварий закончилась летальным исходом для водителей, пассажиров и пешеходов. Больше всего дорожно-транспортных происшествий было зафиксировано на трассе «Волга» (111 на 100 км протяженности). Лишь на четырех федеральных автомобильных дорогах — небольшое сокращение числа ДТП.
Низкая дисциплина и культура вождения делают свое дело. В течение года по этим причинам произошла 164 341 автомобильная авария. И тенденция на увеличение их числа сохраняется. Каждое четвертое ДТП происходит по вине пешеходов. В 2004 г. в них погибло 8815 и ранено 45 924 человека.
Также среди основных причин аварийности на автомототранспорте — неудовлетворительное состояние улиц и дорог (24,4%). Темпы развития улично-дорожной сети не успевают за ростом численности автотранспорта. Четвертая часть всех улиц не освещена. Дорожное покрытие можно оценить как неудовлетворительное. В городах отсутствует необходимое количество подземных, наземных, регулируемых пешеходных переходов. В то время как в западных странах наметилась тенденция снижения травматизма пешеходов, ситуация в России диаметрально противоположная. За пять лет число пострадавших пешеходов увеличилось с 81,9 тыс. до 97,3тыс. человек.
Приведенные цифры наводят на весьма грустные размышления. И ясно одно: нынешние полумеры, разрозненные усилия отдельных органов власти по наведению порядка не способны защитить население от ДТП. А потому в мирное время экономика страны несет потери, сопоставимые с потерями в период войн. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Да! Прежде всего требуется целенаправленная государственная политика в области безопасности дорожного движения.
Эксперты ВОЗ вывели «портрет» среднестатистической жертвы дорожных аварий: мужчина на мотоцикле в возрасте от 15 до 44 лет.
Аварийность в крупных городах в 2004 г. |
Кол-во ДТП |
Число погибших на 100 тыс. жителей |
Тяжесть последствий ДТП | |||
|
абс. |
% к 2003 г. |
|
| ||
Москва |
9172 |
–3,7 |
14,0 |
10,9 | ||
С.-Петербург |
8397 |
10,1 |
18,1 |
8,1 | ||
Екатеринбург |
3348 |
5,9 |
17,4 |
5,0 | ||
Омск |
2383 |
8,3 |
15,9 |
6,3 | ||
Новосибирск |
1805 |
–5,5 |
14,8 |
8,9 | ||
Казань |
2170 |
11,6 |
15,4 |
6,6 | ||
Челябинск |
1869 |
–6,2 |
13,9 |
6,4 | ||
Уфа |
1249 |
–0,5 |
10,0 |
7,3 | ||
Пермь |
1538 |
4,3 |
19,1 |
10,3 | ||
Н.Новгород |
1430 |
–0,3 |
12,1 |
9,0 | ||
Ростов-на-Дону |
645 |
–5,0 |
9,1 |
12,5 | ||
Самара |
1247 |
1,3 |
12,1 |
9,8 | ||
|
|
|
|
|
|
|
Аварийность на федеральных дорогах в 2004 г. |
Кол-во ДТП |
На 100 км протяженности |
Тяжесть последствий ДТП | |
|
абс. |
% к 2003 г. |
|
|
Все федеральные автодороги |
19 775 |
+2,3 |
43 |
20,1 |
«Байкал» |
1041 |
+9,6 |
23 |
22,2 |
«Урал» |
1337 |
–2,7 |
59 |
22,3 |
«Волга» |
1961 |
+5,7 |
111 |
21,8 |
«Каспий» |
505 |
+2,9 |
34 |
21,8 |
«Дон» |
1608 |
–0,8 |
93 |
19,5 |
«Кола» |
371 |
–1,9 |
28 |
18,3 |
«Холмогоры» |
729 |
+17,0 |
61 |
18,2 |
«Кавказ» |
706 |
–5,5 |
58 |
25,4 |
«Лена» |
65 |
+3,2 |
6 |
19,8 |
«Енисей» |
181 |
+15,3 |
17 |
21,5 |