Линия фронта — Дорога За десятилетие на дорогах России погибло население среднего областного центра

| статьи | печать

Каждый год более 10 миллионов человек во всем мире погибают и получают ранения в результате дорожно-транспортных происшествий. Страдает и экономика— ежегодный ущерб от различного рода аварий составляет около 500 миллиардов долларов. Ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения в России близка к критическому уровню. За последнее десятилетие на дорогах страны погибло около 316 тыс. человек.

Начиная с 1997 г. идет постоянный прирост количества погибших и раненых в ДТП. В минувшем году было зарегистрировано 208 558 происшествий, что на 2,1% больше показателя 2003 г. Количество аварий возросло в 45, число погибших — в 29 регионах России. Наибольший прирост (около 20%) отмечен в Республиках Алтай, Хакасия, Чечня, Тульской области и Усть-Ордынском АО.

Не вызывают оптимизма и данные о числе пострадавших. В Российской Федерации погибло 34 506 и 251 386 человек получили на дорогах травмы различной степени тяжести. Цифры на 2,3% превзошли уровень 2003 г. Из каждых 100 тыс. жителей страны пострадали 200 человек. Наибольшие значения этого показателя зарегистрированы в Тюменской области (365), Республике Алтай (364), Республике Хакасия (330), Ханты-Мансийском АО (320). Московская область заняла пятое место (307). Число пострадавших пассажиров (97 984 чел.) впервые превысило число пострадавших пешеходов(97 324 чел.).

Водители, травмированные в автомобильных авариях, составили 29,6% от всех пострадавших.

90% всех дорожно-транспортных происшествий, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), приходится на страны с «бедной» экономикой.

Огромный урон несет и экономика России. В прошедшем году из-за аварий и происшествий страна потеряла 369 миллиардов рублей. Цифра сравнима с валовым продуктом крупных отраслей экономики.

Еще один немаловажный параметр — тяжесть последствий ДТП (рассчитывается исходя из соотношения числа погибших к общему числу пострадавших). По нему Россия, к сожалению, почти впереди планеты всей. Степень риска получения смертельных травм у нас впять раз выше, чем в Австрии, Великобритании, Германии, США, Швеции. Хотя есть некоторое снижение этого показателя по сравнению с предыдущими годами.

На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло более четверти всех ДТП (59 151).Тяжесть их последствий превышает аналогичные показатели в городах в два раза. Самые большие цифры — в Республиках Дагестан, Ингушетия, Тыва, Агинском Бурятском автономном округе. В этих регионах четверть аварий закончилась летальным исходом для водителей, пассажиров и пешеходов. Больше всего дорожно-транспортных происшествий было зафиксировано на трассе «Волга» (111 на 100 км протяженности). Лишь на четырех федеральных автомобильных дорогах — небольшое сокращение числа ДТП.

Низкая дисциплина и культура вождения делают свое дело. В течение года по этим причинам произошла 164 341 автомобильная авария. И тенденция на увеличение их числа сохраняется. Каждое четвертое ДТП происходит по вине пешеходов. В 2004 г. в них погибло 8815 и ранено 45 924 человека.

Также среди основных причин аварийности на автомототранспорте — неудовлетворительное состояние улиц и дорог (24,4%). Темпы развития улично-дорожной сети не успевают за ростом численности автотранспорта. Четвертая часть всех улиц не освещена. Дорожное покрытие можно оценить как неудовлетворительное. В городах отсутствует необходимое количество подземных, наземных, регулируемых пешеходных переходов. В то время как в западных странах наметилась тенденция снижения травматизма пешеходов, ситуация в России диаметрально противоположная. За пять лет число пострадавших пешеходов увеличилось с 81,9 тыс. до 97,3тыс. человек.

Приведенные цифры наводят на весьма грустные размышления. И ясно одно: нынешние полумеры, разрозненные усилия отдельных органов власти по наведению порядка не способны защитить население от ДТП. А потому в мирное время экономика страны несет потери, сопоставимые с потерями в период войн. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Да! Прежде всего требуется целенаправленная государственная политика в области безопасности дорожного движения.

Эксперты ВОЗ вывели «портрет» среднестатистической жертвы дорожных аварий: мужчина на мотоцикле в возрасте от 15 до 44 лет.

Аварийность в крупных городах в 2004 г.

Кол-во ДТП

Число погибших на 100 тыс. жителей

Тяжесть последствий ДТП


абс.

% к 2003 г.



Москва

9172

–3,7

14,0

10,9

С.-Петербург

8397

10,1

18,1

8,1

Екатеринбург

3348

5,9

17,4

5,0

Омск

2383

8,3

15,9

6,3

Новосибирск

1805

–5,5

14,8

8,9

Казань

2170

11,6

15,4

6,6

Челябинск

1869

–6,2

13,9

6,4

Уфа

1249

–0,5

10,0

7,3

Пермь

1538

4,3

19,1

10,3

Н.Новгород

1430

–0,3

12,1

9,0

Ростов-на-Дону

645

–5,0

9,1

12,5

Самара

1247

1,3

12,1

9,8








Аварийность на федеральных дорогах в 2004 г.

Кол-во ДТП

На 100 км протяженности

Тяжесть последствий ДТП


абс.

% к 2003 г.



Все федеральные автодороги

19 775

+2,3

43

20,1

«Байкал»

1041

+9,6

23

22,2

«Урал»

1337

–2,7

59

22,3

«Волга»

1961

+5,7

111

21,8

«Каспий»

505

+2,9

34

21,8

«Дон»

1608

–0,8

93

19,5

«Кола»

371

–1,9

28

18,3

«Холмогоры»

729

+17,0

61

18,2

«Кавказ»

706

–5,5

58

25,4

«Лена»

65

+3,2

6

19,8

«Енисей»

181

+15,3

17

21,5